Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Про государственную идеологию в РФ сегодня много обстоятельных публикаций от авторов-энтузиастов и даже коллективов, с квалифицированным научным подходом. Но ещё больше таких, что попроще. И совсем много совсем простых, особенно в комментариях. Потому что очень много и простых, и научных людей в РФ озабочены вопросами этой самой идеологии. Той, что отсутствует по запрету действующей в РФ ельцинской конституции. Той, без

которой власти могут, а люди нормально жить не могут. Нормально – значит достойно, уважая себя, других и правительство. Чувствуя плечо сограждан, осознавая своё лицо в обществе. Отличая успешных негодяев от порядочных людей, мздоимство от подвижничества, доходы со лжи от награды за труд, гиблое больное уродство от живого здорового творчества.

Не претендуя на новизну, присоединяюсь к массе озабоченных. И сразу из массы навстречу встаёт вопрос: а что конкретно имеется в виду? Что понимается под идеологией? То есть практический самый первый вопрос это — что такое идеология. За ним естественно следует второй — какая должна быть идеология. И замыкает ряд главный третий вопрос — как осуществить, воплотить в жизнь ту идеологию, которая должна быть.

Хорошие ответы вряд ли кто может дать. Для хороших ответов нужна хорошая научная система, охватывающая всю без исключения реальную жизнь, все её воедино связанные известные «сферы». Тут сегодня и марксизм-ленинизм не справился бы, не то что идеологическое тело Режима, окормляемое АП (администрацией президента РФ). Однако если не претендовать на хороший ответ, то вполне уместно обычное желание просто высказать свои соображения. Даже за несколько раз на сайте (на то ведь и блоги существуют, правда?)

Вопрос 1-й. Что такое идеология?

1.1. Уточнение термина. Идеология и идеономика.

Известно множество толкований термина «идеология». В широком смысле, в узком, в массе промежуточных. Логично начать с самого широкого.

Ключевое слово «идея» пришло из глубокой древности и сегодня используется неоднозначно. Но сохраняет древний корень смысла: idea по-гречески = понятие, умственный образ.

Для человека существует объективный внешний мир. Человек осознаёт внешний мир в конкретных понятиях: общие вещи в абстрактных образах, отдельные предметы и их комплексы – в обычных словах и представлениях. В целом получается мировоззрение, точнее мировосприятие, миропонятие. Такое отображение внешнего мира «в себя» позволяет человеку самостоятельно, внутри себя, в собственном мозгу, строить различные модели окружающей среды, предполагать возможные ситуации, оценивать последствия, делать выводы. То есть отображение мира в понятиях позволяет человеку мыслить. Тривиально, конечно! Но получилось, что для человека в жизни существует всего две принципиальные вещи: объективный внешний мир реальных предметов и субъективный внутренний мир идей-понятий-образов этого внешнего мира. Если мир идей считать идеологией в широком смысле, то тогда термин «идеология» означает по сути мировоззрение, полное отображение мира в сознании человека. Но не будем спешить с терминологией.

Дело в том, что самое слово «идеология» состоит из двух частей: «идео» и «логия». На сегодня общепризнано, что в сложном слове его часть «логия» означает «учение», «знание», «науку». Тогда получается, что в строгом употреблении слово «идеология» обозначает науку об идеях или некое знание о них. Но никак не сами идеи! И такое грамматически правильное употребление термина «идеология» решает важнейшую смысловую проблему. Именно позволяет различать и не путать на практике две совершенно разные вещи: А) идеи как фактически возникшие понятия, и Б) научное (или ненаучное) изучение, исследование, обсуждение этих идей. Согласитесь, вещи совершенно разные.

Для общественной, особенно партийной деятельности данное различение «идеологии» (Б) и «практических идей осознания реальной жизни» (А) имеет принципиальное значение. На это указывал, в частности, классический марксизм. Под идеологией класса Маркс понимал теоретически разработанное идеологами сознание класса. При этом правильная разработка появляется тогда, когда теоретики приходят к тем же выводам, к которым класс в целом приходит практически. Эти стихийные «выводы класса» Маркс называет общественной психологией данного класса, и она является базой для разработки идеологии. В том же духе Ленин отмечал, что массы овладевают научной идеологией, когда их собственный политический опыт убеждает их в верности этой идеологии. При этом Ленин указывал на такое явление, как навязывание массам идеологии господствующего класса – при помощи подконтрольных средств информации, механизмов политического воздействия, институтов духовного воспитания, всей тотальной системы организации жизнедеятельности общества классом-гегемоном.

Русская грамматика, здравый смысл и мнение классиков обществоведения говорят о том, что необходимы различные термины для обозначения идеологии как теоретического знания об «идеях» и «идеологии?» как системы самих этих живых идей. Для обозначения живых идей классики пользовались многословными терминами «общественная психология» (Маркс) и «собственный политический опыт» (Ленин). Но хотелось бы найти одно удобное подходящее слово! Термином «экономика» обозначается материальная общественная практика. Для обозначения идейной общественной практики, а именно о ней фактически идёт речь, по аналогии можно бы взять термин «идеономика». Надо попробовать!

Итак, идеономики – это различные комплексы и большие системы взаимосвязанных понятий, взглядов, идей, осознанных мироощущений, которые складываются в практической жизни как каждого человека, так и общественных групп (в частности, классов). Идеономика формируется естественным образом по ходу жизни – у каждого субъекта и в каждом виде деятельности.

Идеология – это теоретическая целенаправленная проработка и корректировка идеономик, научная их систематизация, исследование, знание и учение о них. Идеологию создают, теоретически разрабатывают идеологи.

Предшественником «идеономики общества» можно считать прежнее научное понятие «общественное сознание». Но в это понятие включалась как его часть, наряду с политикой, религией, эстетикой и т.п., также и идеология, чем создавалась смысловая путаница. Взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга идеономик и идеологий очевидно – как сама-жизнь и научное знание о жизни.

1.2. Виды идеологий по общественному субъекту-носителю

Отображение реальной жизни в идеях-понятиях можно рассматривать во множестве отношений – по мере практической необходимости в свете возникающих насущных вопросов. Типичным подходом является рассмотрение проблем в отношении Общественного Субъекта. Например, можно рассматривать идеономику конкретного человека: его мировоззрение, его идейную характеристику, в частности, пресловутый "моральный облик". Можно изучать идейное содержание определённых групп людей: политических (партии), экономических (олигархи и работники), эстетических (течения в искусстве). Можно рассматривать идеономику (то есть систему насущных понятий) у правительства, у профильного министерства. Словом, для работы идеологов неограниченный простор! В частности, любопытно бы исследовать те идейные ценности, которые породили идеологию действующего в РФ российского образования на базе Болонско-европейской культурной конвенции.

Национальные проекты, другие инициативы президента, госдумное законотворчество – каждый большой и малый пункт этих мероприятий имеет свои конкретные понятия, толкования, оценки и прочие разнообразные идеи – то есть каждый пункт несёт свою идеономику. Но строить на каждом пункте идеологию слишком утомительно и вообще без надобности. Надобность в специальном осмыслении, обосновании и формулировании несущих идей появляется в особых ситуациях. Например, после массовых митингов протеста против повышения пенсионного возраста. Тут обоснованно появляется на свет временная идеология пенсионного обеспечения в РФ, учитывающая разные системы ценностей (идеономики), которые присущи протестующим.

Коренная животворная проблема общественной жизни – это взаимосвязь личности и общества.
Именно в этом отношении выступают основные Общественные Субъекты:
– личность,
– семья,
– трудовой коллектив,
– социально-экономический общественный слой (класс),
– этнос (нация, национальность),
– государство.

В каждом из этих отношений живой человек выступает в конкретной характерной роли. Скажем, имеет характерную ипостась. Например: имярек, отец-или-мать, начальник отдела, бизнесмен, русский, гражданин РФ. В ипостаси каждого Общественного субъекта человек имеет свою индивидуальную идеономику, которая, однако, в норме всецело соответствует типовой идеономике Субъекта. Разработка соответствующих идеологий представляется необходимой задачей грамотного ответственного государства.

В философском обществоведении интерес представляет идеологическая работа при более широком использовании принципа ипостасей человека. В частности, в статье (моей – ВК) «Концентричные инстинкты сохранения» (2018 г.) выделены 10 концентрично взаимосвязанных ипостасей. (https://www.razumei.ru/blog/krupen/4132/koncentrichnye-instinkty-sohraneniya).

Примечание.
Разработка идеологии по каждой теме (общественной ипостаси) должна включать «сторону личности» и «сторону общества». При этом, если нет возражений, идеологу предлагается интерпретировать стороны в их единстве и противоположении, с учётом перехода количества элементов в качество системы и применяя метод развития по спирали с отрицанием отработанного отрицания. Но всё по личному желанию идеолога, разумеется.

1.3. Виды идеологий по методологии создания

На практике данное различение идеологий распространено и вполне обоснованно. По традиции возрастным гражданам РФ хорошо известны буржуазная и мелкобуржуазная идеология, социалистическая (ранее пролетарская), религиозная, расистская нацистская, националистическая, интернациональная. Менее знакомы эзотерические методологии, каббалистическая, гностическая. Однако приобретает сегодня популярность астрологическая методология, развивая в народе «звёздно-планетные» ориентиры бытового мировосприятия.

Вообще говоря, сегодня существует множество крупных и мелких, исторических и современных методологий мировоззренческого и политического характера. В частности, сюда относятся все пресловутые теоретические -измы: либерализм, демократизм, авторитаризм, патриотизм, коммунитаризм, консерватизм, суверенитетанизм и т.п. и т.п.

Каждая методология является инструментом для разработки конкретной желаемой идеологии – которая назначена формировать практическое мировоззрение конкретных слоёв населения. Вполне очевидно, что грамотная ориентация во множестве методологий необходима для полноценного идеологического управления обществом.

1.4. О государственной идеологии

Наиболее проблемной сегодня в РФ является государственная идеология. То есть идеология, осознающая и формулирующая сущность государства РФ, формы и пути его социально-гуманистического и экономико-технологического прогресса. Гос. идеология – это генеральная линия развития общества в условиях существующего общественного строя.

Методологической основой гос. идеологии должна быть научно разработанная система базовых понятий и ценностей жизнедеятельности человека и общества, исторические и современные научные концепции и фундаментальные представления о развитии личности, общества, страны, международного сообщества, человечества. Сегодня в РФ такая идеология отсутствует.

Но это не значит, что в современном российском обществе, у народов русской цивилизации в РФ отсутствуют фундаментальные жизненные понятия и идеи. Совокупное идейно-ментальное отображение мира в психике и сознании людей и групп, объединений, движений образует стихийную общественную психологию и общественное сознание. Такую стихийную естественно-природную нематериальную сферу идей в целом для Крупного Общественного Субъекта уместно называть «Общественная идеономия». Можно рассматривать и изучать «О.и.» РФ, «О.и.» современной протухшей Европы, «О.и.» Киевской Руси или Первой Орды Чингисхана. Образно можно считать, что общественная идеономия – это душа-разум народа.

В «общественной идеономии» Субъекта подлежит выделять частные проблемные комплексы – идеономики. Например, явно актуальна «социально-экономическая идеономика пенсионной реформы», выявляющая опорные ценности авторов и житейскую философию слоев населения. В данном случае, кстати, хорошо просматривается аналогия с материальной сферой общественной жизни, где общая «политическая экономия» общественного строя проявляет себя в конкретных «экономиках» отраслей и внедряемых проектов.

Развитием, прогрессом страны непосредственно управляют властвующие кадры и миллионы ЛПР (лица принимающие решения) во всех сферах общественной жизни. При отсутствии Государственной идеологии управляющие субъекты руководствуются в своих действиях личными понятиями – идеями, стимулами, личными предпочтениями, должностными отношениями, материальными интересами и организационными связями, а также обязательствами различного происхождения. То есть руководствуются субъективной идеономикой. Идеономика ЛПР складывается по-человечески стихийно (в семье, коллективе). Кем и как формируются идеономики властвующих персон в РФ – вопрос открытый. В результате открытым остаётся вопрос об объективной необходимости и достаточности фактически протекающего развития страны – вопрос о направлении, обеспечении, внутренних и внешних целях, смыслах и перспективах развития. Открытым остаётся и животрепещущий государственный ответ на вопрос – кому что надо и кто что имеет в государстве РФ.

При отсутствии сформулированной и опубликованной гос. идеологии фактическая система идей-понятий, коими руководствуется реальное государственное управление в стране, образует в целом государственную идеономию. Физическим её выражением в явном виде являются государственные документы и символы: конституция, гимн, герб, флаг, а также лозунги, девизы, слоганы официоза. Например, «Самодержавие, православие и народность», где главная идея – любовь к народу и ответная любовь народа к самодержавию и православию. К фактическим «гос. идеям» нужно отнести гос. праздники и знаковые персоны. Например, персона Солженицына А.И. как краеугольный символ Великой Отечественной войны Советского Союза является характерной «государственной идеей» правящего режима РФ.

Фактическим отображением принятых в государстве идейных ценностей являются федеральные законы и кодексы. Например, УК РФ (уголовный кодекс) юридически утверждает на государственном уровне главные наземные ценности христианства и православия: не убий, не укради, не возжелай собственности ближнего. Это государственная юридическая идеономика. В РФ она носит ярко выраженный классовый олигархо-демократический характер.

Можно сказать, что программы-уставы политических партий, предвыборные проекты, практическая деятельность кандидатов и депутатов, и т.п., вкупе реализуют (имплементируют) российскую политическую идеономику. Её можно структурировать по субъектам политической жизни. Сюда же резонно отнести практические попытки властей раскрутить некоторые идейные концепции. Например, «государственный патриотизм». Однако деятельность государства как идейно-политического субъекта намного сложнее, если рассматривать все системные и несистемные его практические мероприятия.

Государственная экономическая идеономика проявляет себя в утверждённых президентом Национальных проектах 2019-2024. Ну, естественно, во всей хоз. деятельности правительства.

Государственная гуманитарная идеономика, традиционно понимаемая как роль государства в гуманитарных сферах жизни, в РФ сегодня не поддаётся пониманию. В сферах образования, воспитания, национальной культуры, здравоохранения, этики, эстетики, литературы и искусства "государственные" ценности и идеи представляют собой несваримое месиво евро-модных заимствований. Соответственная их "государственная" имплементация на российской почве вызывает глубинные этно-демографические, идейные и отсюда био-психо-социальные процессы, мягко выражаясь, отрицательного характера. Народная конспирология объясняет такое положение дел спланированными происками Запада. Публицисты-идеологи указывают на решающий фактор отсутствия разработанной собственной и суверенной Государственной идеологии. А горькая истина, видимо, как всегда, где-то между, плюс на минус то и другое.

1.5. О негосударственных формах идеологии

● Древняя, совершенная по форме и специфическая по содержанию идеология – это религия. Всеохватно и глубоко системно обрабатывает она естественные человеческие суеверно-мифотворческие ценности, превращает стихийное мировосприятие в монолитную структуру абстрактных и конкретных понятий, терминов, учений, неуязвимых «знаний» – догматов. Охватывая при этом весь личный мир индивида от земли до небес, от рождения до смерти.

Литература, искусство, художественное творчество людей в полной мере воплощают в жизнь предметно выраженные комплексы-системы идей, понятий и ценностей творческих авторов, но по глубокой сущности – народа, государства и общества. Литературоведение, искусствоведение включают в себя уже идеологию: осмысление, научно систематизированный анализ и синтез идейных ценностей в их художественном воплощении.

Литература и искусство в устоявшемся государстве являются концентрированным выражением господствующей общественной идеономии, то есть востребованных мировоззренческих идей, нравственных и эстетических ценностей, социально-политических раскладов в отношениях между членами общества. Косвенным образом (а нередко и прямым) в литературе и искусстве страны отображается научно-технологический потенциал и положение государства на международной арене. Современная литература и искусство – это гуманистическое лицо общественного строя и его государства.

Непредсказуемые процессы и общественные последствия в будущем обещают электронные формы художественного творчества и социально-технологические возможности интернета. Отсутствие государственной идеологии и средств её реального обеспечения создаёт благие условия для бесконтрольного господства в РФ западных идейно-ценностных конгломератов.

● Органичная от века форма идейного отображения мира – национальный язык. Язык как стохастическая система знаков в их бесконечных связях фиксирует в сознании людей всё многообразие объективного мира, в котором живёт народ-носитель языка. При этом в языке реализуется неповторимое национальное мировосприятие и национальная система народного мышления. Языкознание, изучающее проблемы отображения в языке и алгоритмы активного формирования в нём общественных ценностей, по праву может считаться создателем общественной народной идеологии.

Современная лингвистика развивает новые направления. Весьма и весьма перспективными являются, например, когнитивная лингвистика, лингвистические основания искусственного интеллекта. Сетевые мессенджеры и поисковики в интернете, коммерчески и политически участвующие в «информационной мировой войне», точно, хоть к бабке не ходи, используют изощрённые методики на базе лингвистических инструментов политической идеологии.

● Образно можно сказать: российская наука – гениальный многострадальный племянник государства РФ, жертва новой коммерческой системы гос. понятий и гос. ответственности. Наука как носитель общечеловеческих ценностей, апробированных народами мира и веками многих цивилизаций, как носитель общей гуманистической идеологии оказалась в несоответствии с новой государственной ново-капиталистической системой в РФ.

1.6. Об институциях государственной идеологии

Разработкой идеологии и внедрением её в жизнь, в народ всегда занимались определённые общественные институции и определённые кадры. В древности – жрецы и шаманы; позднее – спецслужбы при государях, культовые организации, выдающиеся философы мира.

В Советском Союзе.

В Советском Союзе – идеологические отделы во всех комитетах КПСС от центрального до районного, подразделения АН СССР, Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, огромная сеть региональных т.наз. Домов полит-просвещения, миллионная армия рядовых пропагандистов («золотой фонд партии»), масса культурно-просветительных учреждений (клубы, избы-читальни, библиотеки, лектории), а также учреждения воспитания и образования от детсадов и школ до специализированных кафедр во всех вузах. В СССР на идеологию работала мощная полиграфия и средства массовой информации. Гегемон (рабочий класс) разрабатывал, уточнял и внедрял в массы своё понимание жизни как общечеловеческого примата труда.

В РФ.

Глава 1. статья 13. пункт 2., действующий с 1993 года в нынешней Конституции РФ, гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». А в пункте 1. той же статьи 13. пишется: «В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие». Вроде бы полная свобода демократии: допускается любая по вкусу система идейных ценностей, понятий о жизни, о властях в том числе. Система-то любая, но при обязательном конституционном условии – любая необязательная! То есть можешь в своём уме считать всё что угодно, но что бы ты ни говорил и где бы ни излагал свои идеи и концепции, никто не обязан принимать их к сведению, тем более принимать по ним какие-то меры, выполнять и осуществлять. Таким образом, что бы Государственная власть ни делала, ничто не подлежит оценке её дел по обязательным идеологическим критериям – по моральным, политическим, узаконенным понятиям, мерам и нормам. Делай, гос. власть, что считаешь нужным, веди страну куда хошь, и никто тебе не указ, и ничто не связывает твои руки-ноги. Никаких к тебе умственно-идейных претензий!

А делает гос. власть в РФ то, что желает Гегемон, тот, кто эту власть поставил к рулям управления. Свои дела власть делает при помощи верной госдумы и федеральных законов, при помощи администраций всех уровней в стране, с помощью гос. финансов и прочих широких гос. возможностей. И не знает Гегемон препятствий в своих желаниях! Нет, устно и даже письменно возражать властям каждый человек и гражданин может сколько угодно, даже указывать пальцем на недостатки, мелкие и глобальные. А вот обязывать власть к умному, честному и справедливому управлению страной – это ни-ни! Не можно допускать таковое, нарушение конституции будет! Сия конституционная свобода демократии в РФ установлена в 1993 году.

На планете.

Современный глобальный олигархат достиг высочайших результатов в технологиях разработки и распространения во всех странах планеты своей классовой идеологии. Серьёзное противодействие (принципиальную "идеологическую борьбу") осуществляет единственная страна – Китай. Только Китай сохраняет и развивает научную систему коммунистической идеологии и при этом осуществляет государственную политику в строгом (до смертной казни!) соответствии с идеологией. В других странах и с ними РФ «классовая борьба» носит характер уточнения национальных особенностей в государственной практике олигархата. Это борьба за экономические реформы, борьба за преференции крупного и малого бизнеса, за перетягивание умов из других стран, борьба с незаконными иммигрантами, борьба за коммерческие места в парламенте, борьба за свободы и права культурно-биологических извращений. Каждая из этих «борьбов» сопровождается миллиардными вложениями в соответствующее идеологическое обеспечение. Обеспечение незыблемости олигархической власти в государстве и обществе.

Однако ныне утопически мыслимый широко- и глубоко-, во всех сферах на всех уровнях,- научный подход к разработке и воплощению идеологии в РФ способен перевести идеологическую проблематику – и соответственно «мировую борьбу смыслов жизни»! – на принципиально другой уровень. Базовым фактором в подходе принимаются общечеловеческие (социально-гуманистические) идейные ценности в их именно национальных генетических и исторических версиях. То есть подход предполагает, что естественно-историческая идеономика народов, в частности, русского, реализуется, в конечном счёте, в общественную жизнь и её соответствующее государственное управление. Для такого «надклассового через верх» пути требуется незаурядная теория. В истории известен прецедент, когда русская система классовых пролетарских ценностей, максимально близких общечеловеческим, была реализована в жизни в форме общества и государства СССР. Однако прецедент не есть теория.

Упомянутые идейные процессы (от России до планеты) умозрительно видятся как судьбоносные для человечества, поверженного ныне в гибельный кризис глобальной системой капиталистической экономики & идеономики.

В. Крупеников
г. Тверь
июнь 2021 г.

*** В заглавной картинке использован
рисунок Анны Грицюк «Мечтательница».

У вас недостаточно прав для комментирования