Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

У каждого народа, у каждой национальности есть национальная идея, мечта, цель, называйте как угодно, которую народ всеми силами пытается воплотить в жизнь. Иногда такое следование за мечтой приносит нации величие, а иногда погружает в пучину позора, так как преступления, совершенные ради реализации идеи, полностью

уничтожают ценность и значимость самой цели. Есть такая мечта и у поляков. Причем на данный момент, руководство Польши в очередной раз серьезно занимается ее воплощением в жизнь.

На протяжении веков Польша не переставала мечтать о статусе региональной державы, которая бы играла ведущую роль в Восточной Европе и оказывала бы определяющее политическое влияние, которое бы превышало влияние соседних государств. Совершенно очевидно, что идея восстановления Речи Посполитой в старых границах не дает покоя полякам. Именно поэтому в последнее время наблюдается активное вмешательство Польши во внутренние дела Украины и Белоруссии. Польское руководство активно поддерживает интеграцию этих стран с евроатлантическими институтами, открыто выступает спонсором большого количества фондов, которые выдают гранты белорусским и украинским НКО и НПО на дальнейшие "демократические преобразования" в этих странах. В общем-то все это звучит и выглядит не так уж плохо. Но история циклична и в прошлом уже был период, когда Польше удалось создать государственное образование под название Польская республика или Вторая Речь Посполитая, а также установить доминирование в политическом плане над рядом территорий Украины и Белоруссии. Результаты этого доминирования были, прямо скажем, ужасные. Но обо всем по порядку.

В смутные времена после Первой мировой войны полякам удалось восстановить независимость в 1918 году. Молодая Польская республика сразу же начала захватническую войну с советской Россией, в результате которой Польша получила в 1921 году согласно Рижскому договору западные территории Белоруссии (современные Гродненская, Брестская, части Минской и Витебской областей) и Украины (Галиция, часть Волыни, Ровенщина). Политическая элита Польши уже тогда проявляла националистический настрой, считая польскую нацию ведущей, имеющей права на доминирование в регионе. В нарушение Рижского договора, по которому поляки обязывались предоставить белорусам культурную и языковую независимость, власти Польши объявили курс на тотальную полонизацию населения, проживающего на вновь присоединенных территориях.

Активные действия по стиранию культурных и этнических отличий белорусов и украинцев поляки начали предпринимать с приходом к власти Юзефа Пилсудского, который установил в Польше авторитарный санационный режим. Начались массовые репрессии по политическим и национальным мотивам, в ходе которых пострадали, конечно же, и поляки, несогласные с диктатурой и шовинизмом режима, но украинцы и белорусы пострадали значительно сильнее. Символом этого угнетения украинцев и белорусов стал концентрационный лагерь в Берёзе-Картузской, в котором содержались противники правящего режима: коммунисты, евреи, украинцы и белорусы. Об условиях содержания в этом лагере в Минске в 1966 году был издан сборник воспоминаний людей, прошедших через этот ад и выживших. Книга называется "Они не стали на колени". За пять лет существования этого лагеря через него прошло более 10 тысяч человек.

Привлекает внимание тот факт, что политика польских властей в отношении белорусов и украинцев отличалась. Для поляков это были люди разных категорий. Так белорусы-католики поляками воспринимались как "потенциальные поляки". С православными белорусами власти Польши планировали проведение идеологической обработки как в церквях, так и в школах, с целью их ополячивания. В отношении же украинцев у поляков была политика насильственного усмирения. Для этих целей польскими властями были сформированы специальные группы полиции, усиленные кавалерией. Польские власти широко практиковали принцип коллективной ответственности на территориях, где проживало украинское население. В 1932 году прошло антипольское Лисское восстание. В ходе подавления этого восстания поляки проявляли крайнюю жестокость, что вызвало вмешательство Лиги Наций, которая потребовала от властей Польши смягчения репрессий. Но такие призывы международной организации мало повлияли на деятельность поляков. Продолжались изъятия православных и униатских храмов у украинцев и передача их полякам-католикам. Продолжали печататься списки запрещенной литературы на украинском языке. В 1938 году дискриминация украинского населения достигла максимального накала.

Описанные события относятся к XX веку, ко времени существования Второй Речи Посполитой. Сейчас в XXI веке Польша предпринимает огромные усилия с целью получения статуса региональной державы. Это и участие в региональных проектах (Триморье, Люблинский треугольник), отказ следовать общеевропейским решениям (вопросы бюджета и беженцев, например), нескончаемые попытки переписать историю в свою пользу. И, конечно же, уже упомянутое вмешательство в дела Украины и Белоруссии. Могут ли эти страны рассчитывать на равноправие и развитие в рамках совместных с Польшей проектов? Способна ли Польша в попытке воссоздать очередную Речь Посполитая учитывать интересы соседей? В этом вопросе принципиален тот факт, что польский тезис о величии Польши и, соответственно, поляков не меняется уже на протяжении нескольких столетий. Соответственно, и изменения манеры поведения с жителями соседних стран ожидать не стоит. Пока что Польша еще играет в "мягкую силу" в отношении Украины и Белоруссии. Но если ей удастся усилиться, то политика "мягкой силы" опять превратиться в "пацификацию". На мой взгляд, это просто заложено в польском воспитании, ничем не подкрепленные идеи о своем превосходстве и доминировании поляки впитывают с молоком матери. Но даже сейчас сквозь "мягкую силу" проступают признаки шовинизма на бытовом уровне. Ведь именно об этом свидетельствуют бесчисленные жалобы украинцев, которые уехали на заработки в Польшу. На данный момент все говорит о том, что Польша готова повторить свои преступления в отношении Украины и Белоруссии.

У вас недостаточно прав для комментирования