Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Берлин был еще не взят, нацистская Германия еще огрызалась, а наши союзники уже готовились к третьей мировой войне, войне с нами.

По заданию премьер министра Уинстона Черчилля Объединённым штабом планирования военного кабинета Великобритании разрабатывался план нападения на СССР под кодовым названием «Немыслимое». Американцы немного отстали от своих коллег, но зато подошли к делу куда более масштабно, по приказу президента Гарри Трумэна в октябре 1945 года был подготовлен секретный военный план «Тоталити», который предусматривал применение ядерного оружия. Это был только первый из серии аналогичных экстренных военных американских планов, за ним, в декабре, последовало исследование «Стратегическая уязвимость СССР для ограниченного воздушного нападения», в котором оценивался сброс 20—30 ядерных бомб на 20 советских городов, затем разработаны планы «Чариотир», «Флитвуд». И, теперь уже знаменитый, глобальный план войны против Советского Союза и его союзников - «Дропшот», который был утверждён Комитетом начальников штабов в декабре 1949 года. Все эти планы предполагали добиться успеха, прежде всего за счёт массированных ядерных бомбардировок советской территории.

Наши родители должны были быть уничтожены, мы не должны были появиться на свет. Но мы живы, подрастают наши дети, а у кого-то даже внуки.

Странно, почему мы существуем?

Американские людоедские планы не были осуществлены благодаря разрабатываемым в СССР мерам противодействия: усилению армии, в том числе разработке новых средств ПВО, созданию собственного ядерного оружия и покорению "мирного атома".

Англосаксы банально струсили, они не посмели напасть на нас. Армия, это конечно хорошо, но у военных должен быть ядерные щит и меч. В СССР были, а сегодня и в России есть могучие люди. Они совсем не похожи на голливудских супергероев, внешне они обычные, вы каждый день встречаете их на улице. Их сила в УМЕ, их мозги спасли нас от уничтожения, они знают - как раздробить атом и покорить эту страшную энергию. Они создали и ядерные бомбы и атомные электростанции. Они вооружили армию и снабдили энергией промышленность.

Один из таких героев живет в Томске - Геннадий Николаевич Колпаков кандидат физико-математических наук, доцент Томского политехнического университета. Вежливый, улыбчивый, скромный, его уважают коллеги и любят студенты, ничего героического в его облике нет, но... не судите опрометчиво.

Геннадий Николаевич родился в столице Алтайского края городе Бийске. В школе его любимыми предметами стали математика и физика. Но больше всего его поразил и очаровал АТОМ. Какая мощь, какая загадка! Укротить эту силу, управлять ей, такая была детская мечта у этого одаренного мальчика. Поэтому с выбором профессии проблем не возникло. Юный Колпаков, поступил в Томский политехнический институт, выбрав специальность "Экспериментальная ядерная физика", навсегда связав свою жизнь с этим ВУЗом и АТОМОМ. Геннадий Николаевич, тогда ещё просто Геннадий, окончил аспирантуру по специальности "Приборы и методы экспериментальной физики" и защитил диссертацию по теме "Плазмохимический синтез гексофторида урана".

Для непосвященного человека всё это звучит как китайская грамота, а физики-ядерщики улыбаются: "Плазмохимический синтез гексофторида урана? Да там, собственно, ничего сложного нет".

Потом, правда, хмурятся и добавляют: "Если честно, то только в теории просто, оно вроде само напрашивалось. Гексафторид это основное сырьё для использования в производстве таблеток для тепловыделяющий элементов. А ТВЭЛы, это - главный конструктивный элемент активной зоны гетерогенного ядерного реактора где находится ядерное топливо. Именно в них происходит деление тяжёлых ядер урана или плутония и, соответственно, выделение тепловой энергии, а ТВЭЛ должен обеспечить отвод тепла от топлива к теплоносителю и препятствовать распространению радиоактивных продуктов из топлива. При плазмохимическом синтезе все должно происходить быстрее и эффективней. Но это в теории, на практике сделать очень сложно".

А Колпаков смог, он сделал и не только это, но его работы в военной области, естественно, засекречены.

- Геннадий Николаевич, сейчас вы педагог, но принимали участие в военных программах укрепления ядерного щита страны.… Как по вашему - стоило ли идти по ядерному пути вооружения человечеству?

- Сложный и спорный вопрос. Прогресс не остановить, и мирный атом все равно вошел бы в нашу жизнь рано или поздно. Другое дело, как поворачивает, в какую сторону. К сожалению, всем правят деньги. Здесь корень зла. Человеческая природа такова, что из всего надо извлечь прибыль. А какой ценой - не важно...

Что касается ядерного оружия. Не помню, какой пастор американский это сказал про атомную бомбу – люди разбудили адские силы, силы зла. И сами живут во грехе. Все зло на земле от денег, и злу противостоит лишь вера. А веры все меньше на земле.

- Так Вы верующий человек?

- Скажем так – я не воцерковленный.

- Сейчас модно быть агностиком. То есть и доказать существование Бога не могу, но и отрицать тоже не смею.

- Нет, что вы! Это грешно так говорить! Я – верую.

***

Однако заслуга Геннадия Николаевича не только в научных открытиях и практических разработках, в первую очередь он Педагог, именно так, с Большой буквы.

Студенты его любили, уважали и немного боялись.

Странное сочетание? Ничуть.

Его любили за юмор, "12 стульев" например, он, кажется, наизусть помнит, на лекции мог и анекдот рассказать, если к месту, конечно. Например, такой:

"Выгнали студента с физфака, а он, чтоб в армию не попасть, по-быстрому устроился в семинарию. По привычке как обычно спит на лекции, на задней парте. Лектор заметил это, подходит к студенту и спрашивает:

- Скажите, сын мой, что есть божественная сила?

- Божественная сила - это произведение божественной массы на божественное ускорение.

- Неправильно, сын мой. Божественная сила есть производная божественного импульса по божественному времени."

Его уважали за энциклопедические знания и блестящие лекции, на которых он доходчиво мог, объяснись самый сложный материал.

Его опасались, за строгость и принципиальность на экзаменах, там-то он спуску не давал. Будучи деканом рассказывал студентам такой анекдот:

"Во время сессии вызывают студента в деканат.

- Какой экзамен не сдал? - хмурится декан.

- Физику,- вздыхает студент.

- А хочешь АВТОМАТ?

- Даа!!! - обрадовано кричит студент.

- Как скажешь, ты отчислен, - завершает беседу декан."

Большинство учащихся правильно понимали намёк и начинали с удвоенной силой грызть гранит науки.

***

- Геннадий Николаевич, у вас огромный преподавательский стаж. Вы видите разницу между студентами 70-х и нынешним поколением?

- Скажем так: ни разу в своей педагогической работе не испытал каких-то отрицательных чувств по отношению к студентам, к молодежи в целом. Все зависит от личности преподавателя, от того, кто дает знания. И молодежь это тонко чувствует. Интересны ли они тебе как личности, уважаешь ли ты своего собеседника, разговариваешь ли на равных с ними. Я учусь вместе с ними познавать мир. Да, да. Они мне задают вопросы, и на некоторые у меня нет ответа вот так сразу. Приходиться копаться в первоисточниках, искать ответ.

- В каких областях работают ваши выпускники?

- Наше направление, моего вуза – это атомные электростанции. И работы хватает моим выпускникам. У нас до сих пор есть государственное распределение, это о многом говорит.

- И на печально известной ЧАЭС работали ваши бывшие студенты?

- Конечно. И это не секрет для всего мира. После аварии на ЧАЭС я слушал немецкую волну, ведущий так и сказал – ядерными установками на ЧАЭС управляли выпускники Томского политеха.

- Ваша первая мысль, после того как узнали об аварии на атомной станции? Кто виноват?

- Много было мыслей. Особенно если учесть, что я уехал 6 апреля из Припяти, был там, в гостях у коллеги. А через три недели – катастрофа. Кто виноват? У меня есть свое мнение об этом, но я оставлю его при себе. Тем более что академик Легасов уже все сказал по этому поводу.

Для справки:

Валерий Алексеевич Легасов. Доктор химических наук, профессор. Действительный член Академии наук СССР (1981). Был членом правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за что в 1996 году посмертно удостоен звания Героя России.

Мнение инженера-ядерщика:

Легасов резко отрицательно высказался по поводу проведения "эксперимента" - в принципе шаблонного, уже проводившегося на других реакторах "к приезду комиссии". В ночную смену, когда реакции персонала и так заторможены в силу физиологии. И нахер этот эксперимент по снятию напряжения с выбега" турбины при остановке реактора не нужен был - можно сделать, уже доказано было - но не нужно. Нагрузка на сеть меняется в допустимых пределах, никакого более плавного снижения нагрузки нет - единая энергосистема работала неплохо. Просто кто-то захотел выслужиться.

***

Всю свою жизнь Геннадий Николаевич проработал в Томском технологическом, был преподавателем, деканом факультета, и до сих пор в строю - доцент на кафедре физико-энергетических установок. Обычный человек, он, как говорится, "и спляшет, и споёт, и по роже надаёт". Талантливый инженер, великолепный преподаватель и на диво гармоничный человек. Геннадию Николаевичу присвоено звание "Ветеран атомной энергетики и промышленности", он награжден медалью "Ветеран труда", Почетными грамотами двух министерств Минатома РФ и Минобразования РФ и Серебряной медалью "За заслуги перед ТПУ II степени".

Да, он счастлив и в личной жизни

- Насколько можно верить интернету, ваша жена – единственная женщина в мире, читающая студентам курс квантовой химии. Это так?

- Была, наверное, но она уже далеко не единственная в этой области.

- Простите, а как вы с ней познакомились?

- На репетициях самодеятельного оркестра. Наш ректор в ту пору – Воробьев - был человеком увлекающимся, творческим. На встречи со студентами приглашались профессиональные актеры, музыканты, все это выливалось потом в создание различных творческих коллективов. Был создан самодеятельный оркестр, ну и я, с детства играющий на фортепиано, ходил на репетиции. Причем не для галочки, не по принуждению. Душа просила. Моя будущая супруга тоже там играла, вот и познакомились!

Самое главное достижение Геннадия Николаевича - его ученики. Они, пожалуй, все добились успеха в жизни и нашли себя. Он воспитал целое поколение инженеров и ученых, он научил их думать, оценивать и воплощать в жизнь свои идеи. Он из той, старой школы советских ученых-инженеров, которые не только выковали ядерный щит, и создали нашу энергетику, но и из своих учеников воспитали достойных учителей для следующих поколений. Они сберегли Россию и продолжают беречь.

У вас недостаточно прав для комментирования