Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Возможно кто-то удивится, но даже в нашем мире, полном фейков и вбросов, распознать признаки недостоверности информации — весьма лёгкая задача. Причина а том, что фальшивки пишутся всегда по одному и тому же сценарию, давно и верно поименованному «методичкой».

 

Есть, правда, один нюанс: речь идёт исключительно о профессиональных фальшивках, всегда нацеленных на одну и ту же задачу, независимо от затрагиваемой темы — раскачать ситуацию. При этом, явная недостоверность прячется за отработанной схемой подачи материала, после чего, даже если «ложки нашлись, осадок всё-равно остаётся».

 

В конце предыдущей статьи я уже коротко перечислил признаки профессионального вброса, изложенные строго по означенной схеме, где обязательно наличие следующих признаков:

 

- эмоциональная составляющая, вызывающая сопричастность у читателя;

- текст всегда не от своего имени, а отсылающий к свидетельствам знакомых/друзей/братьев/сестер/ и прочих неназванных лиц, а иногда и названных, но часто вымышленных, а также на источники из сети, независимо от их репутации;

- нет привязки к местности, номеру дома, номеру поликлиники, больницы и т. д., что можно всегда проверить;

- обобщения, выводящие на самый верх, то есть, на систему (или на часть системы), которая, естественно, вся прогнила, с перечислением имён и фамилий конкретных чиновников;

- финальная апокалиптическая концовка, подразумевающая, что с такой системой и с такой властью #мывсеумрем#.

 

Фактически все эти пять признаков, изложенных в сжатой форме, вполне можно поименовать тестом на (не)достоверность, а для краткости — «антиметодичкой».

 

Повторю: речь о профессиональных вбросах, практически всегда, жёстко и без промаха, подпадающих под данную схему. А чтобы не быть голословным, покажу, как это выглядит на практике.

 

Поскольку наиболее злободневная тема — это коронавирус, то им и займёмся. Возьмём, к примеру, крайне профессиональный ресурс «Медуза», с вполне, на мой взгляд, заслуженной репутацией фейкньюс. Вот свежая статья «Мы — основные разносчики заразы» некоего Павла Мерзликина. Разберём её и соотнесём с «антиметодичкой»:

 

1. Эмоциональная составляющая + сопричастность.

 

В тексте, сразу же, с первого абзаца используется крайне эмоциональное название «Списка памяти» по аналогии с «Книгой памяти» жертв Великой отечественной войны. Это список врачей и медперсонала, умерших от коронавируса (правильнее — с коронавирусом).

 

Уже на этой стадии неизбежно появление у доверчивого читателя сопричастности, что по-человечески абсолютно нормально. Далее всё это усугубляется «свидетельствами с мест» о нехватке для медперсонала средств защиты:

 

«...межрегиональный профсоюз медработников «Действие» сообщил, что работники Московской областной станции скорой помощи с апреля жалуются в организацию на нехватку средств индивидуальной защиты (СИЗ). Сотрудники уже заболевают, есть и летальные случаи, подчеркнули в профсоюзе. Согласно «Списку памяти» погибших медиков, который ведут сами российские врачи, во время пандемии умерли как минимум трое сотрудников областной станции скорой помощи».

 

2. Источники: неназванные медработники + источник из сети.

 

В качестве источников нет имён врачей и медработников, но зато представлен источник из сети — телеграмканал «Baza», где также нет никакой конкретики и не представлено ни одного документа или копии из тех якобы жалоб, которые в большом количестве пишутся на имя чиновников.

 

«...о жалобе подмосковных врачей Андрею Воробьеву на нехватку медицинских костюмов и средств защиты также сообщило издание Baza…

В обращениях говорится, что врачам вместо противочумных костюмов приходится работать в малярных, а одноразовые защитные костюмы используют многократно.

Врачи говорят, что их практически не тестируют на коронавирус. По их словам, заболели десятки медиков.

«Медуза» пообщалась с пятью сотрудниками Московской областной станции скорой помощи, которые работают на подстанциях в разных частях Подмосковья. Они подтвердили, что либо они сами, либо их коллеги за последние два месяца обращались с жалобами...».

 

3. Полностью отсутствуют привязки к конкретным больницам, на которые ссылаются источники.

 

«У нас есть многоразовые костюмы, которые нам пошил спонсор — местный ресторанчик. Есть и одноразовые костюмы, но они у нас почему-то не одноразовые, а многоразовые. То есть мы съездили на вызов, побрызгались антисептиком и упаковали их назад в пакет. По истечение какого-то времени мы отдаем их санитарке, она их стирает в стиральной машине, сушит как обыкновенное белье и все заново», — описывает ситуацию фельдшер скорой из Ивантеевки Снежана Мурашова».

 

Ага, у источника появилось имя. Если его забить в сеть, то создаётся полное ощущение, что некая «Снежана Мурашова из Ивантеевки» (в соцсетях её с такими признаками нет) занимается тем, что направо и налево, в режиме нон-стоп, раздаёт интервью, причём весьма известным ресурсам: «Медуза», «Известия», «The Insider», «Аргументы недели» и т. д. Непонятно одно: когда эта звезда рунета работает по своей основной специальности?

 

4. Куча имён бездушных чиновников, олицетворяющих систему.

 

С этим вообще никаких проблем: масса подмосковных имён чиновников от здравоохранения, увенчанных губернатором Андреем Воробьёвым.

 

5. Апокалиптическая концовка #мывсеумрем#.

 

И вновь Снежана Мурашова, по-видимому отдувающаяся уже за всё Подмосковное здравоохранение:

 

«Снежана Мурашова в разговоре с «Медузой» подчеркнула, что некоторым больным приходится ждать врачей по 22-28 часов, а 8 часов ожидания считается «удачей». Иногда врачи приезжают, когда человеку помочь уже тяжело, а из-за переполненности больниц некоторых тяжелых больных приходится оставлять на домашнем лечении. «Фактически мы обрекаем людей на инвалидность», — говорит врач…

Сами медики считают, что к концу мая ситуация еще ухудшится — когда заболеют оставшиеся медики, работать станет фактически некому».

 

 

P.S.: Поскольку в тексте в качестве бедственного положения со скорой помощью фигурировал и Истринский городской округ, вынужден привести собственное свидетельство: к соседу по даче на днях приехала скорая. Когда уехала, на вопрос, что случилось, он ответил: ничего страшного, это не по поводу коронавируса. На второй вопрос ответ был уже конкретней: приехали через 25 минут. Могли бы и по-быстрей…

 

Собственно, это и стало поводом для написания данного текста, когда столкнулся с медузовскими откровениями.

 

В общем, каждый сам вправе решать, тратить ли собственные эмоции, проявляя сопричастность к фейкам и вбросам. А уж если невтерпёж, попробуйте для начала проверить хотя бы часть информации, куда дотянутся руки, а потом, для верности, сверьтесь с антиметодичкой.

 

 

Касается, кстати, не только вбросов от условных либералов, но также и от всех прочих оппов различной идеологической окраски.

 

Александр Дубровский

У вас недостаточно прав для комментирования