Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное 
Русский народ …
 Н. А. Некрасов

          


         Российскому образованию упорно пытаются навязать новую экономическую модель, суть которой — удешевление образования для государства за счет населения и постепенный переход к системе «самоокупаемости». Попробуем разобраться, действительно ли навязываемая нам система образования уступает системе образования как в СССР, так и в дореволюционной России.
           По американской модели экономикой руководят несколько десятков крупных финансово-промышленных домов, не связанных с государством напрямую, но связанных с теми, кто этим государством формально управляет. Такая модель фактически не признает за населением никаких социальных прав. Государство снимает с себя все социальные обязательства, полностью перекладывая их на население. В отличие от европейской модели она не предусматривает никаких форм самоорганизации населения - ни профсоюзных, ни партийных. Хотите учиться? Пожалуйста, только платите. И объём знаний вы получите согласно оплате: ни больше, ни меньше. Такая система явно ущербная по сравнению с системой общего образования в СССР.  
         По своему содержанию, по своему духу советская высшая школа в тот период уникальна тем, что никогда не была узко прагматичным средством решения каких-либо частных проблем. Она всегда сохраняла целостную сущность — работала в широком ценностно-смысловом контексте. Уделялось внимание формированию мировоззрения личности, гражданскому воспитанию молодого поколения: этому способствовало включение в учебные программы достаточно большого количества гуманитарных и естественно-научных дисциплин. И всё это - помимо направленности нашей системы на получение разностороннего общего и профессионального образований. В советской системе образования во главу угла была поставлена идеология, что имело свои плюсы и минусы.  
         В американской системе образования, основанной на прагматизме, который выхолащивает саму систему образования и воспитания, духовность полностью отсутствует. Невольно вспоминаешь девиз, которым умные, “дальновидные” люди объясняли свои действия: "Цель оправдывает средства". 
        Государство обеспечивало социальную сферу до определенной степени: и равное право на нормальное бесплатное образование, и пенсии, и здравоохранение было бесплатным, а плохим оно стало только после 1992 г. Наша система образования была одной из самых лучших в мире. Российские троечники получали в Америке президентские стипендии. Наш кандидат наук котируется там как доктор философии. ( Ph. D.) Почему же мы разрушаем эту прекрасную систему, насильно внедряя бакалавриат и магистратуру, когда здравомыслящие люди на Западе от них отказываются? 
      «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись!» — писал Киплинг. Совершенно очевидно, что не может быть одинаковой экономической ситуации в разных странах, в США - одни условия организации производства, в России - другие, в Китае - третьи.
       Не преувеличением будет сказать, что международная глобализация стала глобализацией США, перемалывающей все народы в единую биомассу. В книге "Вождю Третьего Рима" М.В. Назарова читаем: "Культурная элита Европы воспринимает как опасность рыночный натиск американской "массовой" культуры и пытается противодействовать этому законодательно (такова, например, защита языка и кинопроката во Франции). В глазах европейцев американцы выглядят малограмотной массой (18% взрослого населения США не умеют читать и писать) без традиций и истории, и снижаться на этот уровень даже среднему европейцу не хочется." 
        Почему навязываем ЕГЭ, хотя и преподаватели, и дети понимают, что эта тестовая система учит не думать, а, как собака, гавкать нужное количество раз в ответ на вопросы, формулировки которых вызывают истерический смех? Запад говорит нам одно, а делает совсем другое. «Помни, у России нет друзей, нашей огромности боятся...», - учил своего сына цесаревича Николая император Александр III. И надо полагать, что на самом деле настоящих друзей у нас там нет.
          В системе образования РФ негативные идеи насаждает фонд "Открытое общество" миллиардера Сороса – вопиющий пример поощряемого властями иностранного вмешательства. Сорос "благотворительно" финансирует сотни учебников, воспитывающих комплекс неполноценности перед Западом, оплачивает подписку в библиотеки и вузы важнейших изданий, насаждающих американский образ жизни.
         Причем ставка делается на молодежь, которая полностью отдана государством во власть новых "ценностей". Утверждая их в системе образования, американский миллиардер Сорос издает даже учебники для русской школы, из которых следует, что история православной России - варварство, а Америка с диаметрально противоположной (православию) идеологией - пуп земли. «Русский национализм может стать бо′льшей угрозой миру, чем был коммунизм», - считает Сорос («Сегодня», 15.3.94). «Влияние фонда Сороса на наше общество стало тем более сильным, что с 1995 г. половину финансирования соросовских программ на территории России правительство РФ взяло на себя» ('Тверская, 13', 11-17.12.97). [Прим 1998 r.]     
         Невысокие объёмы финансирования в сфере образования, отсутствие необходимых отечественных проектов реформ в этой области привели к тому, что качество обучения снизилось. В России XXI века остаётся очень много малообразованных и даже неграмотных жителей. По данным федеральной переписи населения, в 2002 году на каждую тысячу человек приходилось 10 неграмотных и 77 человек, имеющих лишь начальное образование, а это 10% населения.

     Рассмотрим преимущества системы образования в дореволюционной России.                                                        В 1908 году было введено всеобщее бесплатное начальное обучение и ежегодно открывалось 10 000 школ (уже в 1911 году их насчитывалось более 100 000, из них 38 000 церковно-приходских), в результате чего к 1922 году неграмотность молодых поколений должна была исчезнуть.
       Гимназии имелись во всех уездных городах, чем не могли похвастаться многие европейские страны. В отношении же среднего и высшего образования женщин Россия шла впереди Западной Европы: в 1914 году имелось 965 женских гимназий и Высшие женские курсы (фактически университеты) во всех крупных городах.
       Накануне Первой Мировой войны в России действовало более ста вузов с 150 000 студентов (во Франции – около 40 000 студентов). Многие вузы в России создавались министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т.п.). Обучение было недорогим, например: на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии.  
      О качестве же российского научно-технического образования свидетельствуют успехи науки. Достаточно назвать такие всемирно известные имена, как Менделеев, Лобачевский, Павлов, Сеченов, Мечников, Тимирязев, Пирогов, изобретатель радио Попов... Впоследствии попавшие в эмиграцию русские ученые и инженеры высоко ценились во всех странах и прославились там множеством достижений мирового значения, например, В.К. Зворыкин (телевидение), И.И. Сикорский (вертолет), В.Н. Ипатьев (высокооктановый бензин), П.А. Сорокин (социология). Даже Большая советская энциклопедия признала: «Для дальнейшего развития науки в стране огромное значение имело то, что за последнее десятилетие перед Великой Октябрьской социалистической революцией уровень науки был очень высок...» [1]. 
        "Большевистская революция прервала здоровое развитие русской духовной жизни"[2]. Её духовное содержание, повлиявшее на образование всего советского периода, сводилось к идеалам пользы, техники и силы. Тем не менее первоочередная задача образования того времени была идеологической - воспитание советского гражданина. 
         После распада социалистической системы образования остался мировоззренческий вакуум. Принципиальные вопросы бытия человека, общества, устройства мира были преданы забвению. Предпочтение отдавалось попыткам создания общества, взращивания целых поколений, свободных от "метафизической проблематики". В наше время система образования зиждется на материалистических основах, искажающих смысл мироздания и место человека в нем, смысл его жизни и смысл истории. Преподавание естественных наук (биология, геология, астрономия и др.) воспроизводит из поколения в поколение ложные основополагающие факты, притянутые для оправдания теории эволюции, например, и несовместимые с подлинной наукой. Более всего ложных аксиом содержат гуманитарные науки, в которых главенствует философия общества потребления. Но это, безусловно, - путь в тупик. Сегодня становится ясным, что невозможно думать о сбережении и развитии народа, не опираясь на определённую систему представлений о человеке, обществе, мире. Россия сбросит все вуали иллюзий, создаваемые замаскированной под материализм идеологией Запада, которые закономерно привели все человечество к плачевному итогу.
        Существо и цель дореволюционного образования можно определить, исходя из этимологии самого слова «образование»: его корнем является слово «образ», указывающее на наличие идеала, который необходимо раскрыть в человеке. Восстановить в человеке образ Божий - вот задача истинного образования. Каким путем пойдет сегодня образование? Будет ли оно давать учащимся сумму обезличенных сиюминутных знаний и умений или займется главным, к чему оно и призвано: восстановить образ Божий в человеке как в Его творении? От этого зависят судьба России в новом тысячелетии, ее место среди народов. Каким мы хотим видеть наше общество завтра, довольны ли мы тем, каково оно сейчас? 
       На сайте Информационного агентства Екатеринбургской Епархии http://orthodox.etel.ru/2007/04/23/chten.htm представлен интересный проект образования, в котором провозглашается единство христианских и гуманитарных ценностей и традиций, что, как считают авторы, органически соответствует русскому образу мысли. В отечественном образовании XXI века такие подходы новы; в то же время подобный опыт распространён в европейских странах и некоторых странах Азии, таких как Япония, Сингапур, Корея. Творец «сингапурского экономического чуда» Ли Куан Ю говорил: “Если мы позаимствуем западные моральные ценности, силы сцепления, которые поддерживают наше общество, рухнут...”
      На Тайване конфуцианство стало составной частью государственных учебных программ, и этому примеру в 1982 году последовал Сингапур. Господствующая в рассматриваемых государствах конфуцианская система ценностей поощряет честность, бережливость, верность долгу, страсть к учению, милосердие, уважение к старшим, склонность к компромиссу, неприятие доносов. Исследователи пытаются искать причину социально-экономических успехов именно в конфуцианстве как общей идеологической и культурной основе этих государств. 
      Сказанные более века назад по- прежнему актуально звучат слова В.И. Вернадского: «Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания. Только этим путём возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры можно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей Родины». 
       Мы обеспокоены тем, чтобы учащийся овладел как можно большим количеством предметов, чтобы он был эрудирован, грамотен, чтобы в дальнейшем он мог стать хорошим специалистом. Это, как нам кажется, есть залог его материального благополучия и нашего морального удовлетворения. Но ограничивается ли этим педагогическая задача? Приобретение знаний, практических навыков - это лишь вспомогательная часть основной нашей работы - помочь ребёнку раскрыть его неповторимый «образ». Образ Божий.
       Наши далёкие предки вкладывали в смысл слова «образование» создание образа человека, подобного Богу или, по крайней мере, к тому стремящегося. Ведь Книга Бытия утверждает создание человека Господом по образу Своему и подобию. Обожение тварного начала - вот что такое образование. Кроме того, в русской педагогической традиции вопрос о соотношении обучения и воспитания однозначно решался в пользу воспитания. Приоритет нравственного начала по отношению ко всем остальным казался на протяжении многих веков столь очевидным, что не возникало даже потребности в сколько-нибудь серьёзной дискуссии по этому поводу. И как же мудр был русский народ, этот стихийный педагог, который ставил во главу угла воспитания три главные составляющие - стыд, совесть, страх Божий.
    Образование является частью воспитания. Принижение роли воспитания в формировании личности и стало причиной известных негативных последствий в обществе. В связи с этим следует вспомнить пламенные слова Ушинского, почитавшегося даже советской педагогикой: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди… Мы считаем удобным выразить вообще желание, чтобы наше светское образование сблизилось с религиозным…православие есть единственная религия, представляющая все условия для такого движения». «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ» [3]. 
     В настоящее время, когда мы возвращаемся к нашим православным традициям, когда люди всех возрастов снова идут в Церковь в поисках Божественной благодати, мы задаёмся вопросом: может ли дезориентированному молодому поколению чем-то помочь современная педагогика?  
     Сегодня не преувеличением будет сказать, что такой важный элемент развития общества, как воспитание, у нас отсутствует. Понятие воспитание подменено понятием образование, а образование, в свою очередь, - обучением, преподаванием научных дисциплин. Конечно, не только научные дисциплины преподносятся нашим детям. Они занимаются также спортом, музыкой, танцами, художественным искусством. Но всё это оторвано от самого главного - подлинного образования, ориентированного на формирование духовной личности. Образование - это то, что влияет на человека и образует его систему ценностей, его образ мыслей, образ жизни, и поэтому важно, чтобы оно формировало в человеке и образ Божий. Истинное образование делает акцент на раскрытие в человеке духовно-нравственного начала, дарованного Всевышним. К чему бы человек ни прикоснулся - даже к самому прекрасному и эстетически самому возвышенному, - если это не возводит самого человека к Источнику вдохновенья, то не приносит ему никакой пользы, разве что только развлекает или в лучшем случае затрагивает те струнки человеческой души, которые возводят к Первообразу. Но сами по себе такие идеалы не ориентируют человека в эту сторону.
      В любом обществе всегда воспитанию и образованию подрастающего поколения уделялось самое серьёзное внимание. Все прекрасно понимали, что если государство рассчитывает существовать хоть сколько-нибудь долго, то оно должно заботиться о духовном развитии и состоянии будущих поколений. Любое общество всегда накапливало свой эмпирический материал, накапливало всё ценное в духовной и культурной жизни, что вырабатывалось годами, впитывая все лучшие достижения человечества, чтобы вкладывать истинные ценности в будущие поколения своих граждан.
    Сейчас этого не происходит; система ценностей, которая сложилась в обществе к концу ХХ века, выглядит довольно жёсткой и алчной: национальные интересы каждого отдельного государства и народа игнорируются, размеры потребления и аппетиты “цивилизованного” человечества необратимо развились в такой степени, что в обозримом будущем уже не хватит ресурсов для обеспечения его существования.
    Трудно кого-либо убедить, что «не хлебом единым жив человек». Поэтому и происходит варварское опустошение природных запасов с минимальными вложениями. В этом плане наша страна является особенно привлекательной для хищнического сообщества глобалистов.
      Духовное ослабление, деморализация, содействие утрате исторической памяти и корней целого народа - составная часть целенаправленной и планомерной деятельности сообщества глобалистов в отношении всего остального мира, в том числе и России. Совершенно очевидно, что на духовном уровне глобализация ведёт к отказу от традиционных культур, которые заменяются культом денег и неудержимым распространением западной культуры потребления. Колоссальные средства вкладываются в то, чтобы наши с вами дети вырастали "Иванами, не помнящими родства". Проводится тщательная работа, чтобы отвратить молодое поколение от приобщения к своей собственной величайшей культуре, дабы не могло впитывать в себя ту духовность, которая и создала наше государство, занимающее шестую часть суши. Поощряется ориентация на тот жизненный настрой, который максимально способствует деградации человека ещё в раннем детстве, в юности, сведению на нет ценности человеческой жизни. 
      Мы не настолько наивны, чтобы объяснить нежелание Министерства Образования внедрить в систему образования хоть какой-нибудь элемент воспитания на основе православной культуры его недальновидностью. Западная демократическая модель переводит общество из сложного состояния в атомизированное, служит энтропийной цели демографического угасания России и превращения её в денационализированный сырьевой придаток. Замена русских "россиянами" и отмена графы "национальность" в паспорте служат той же цели. Русским не разрешено давать своим детям православное образование в государственных учреждениях. А ведь с точки зрения арифметического равноправия, заложенного в выборы органов власти (а значит, и ее государственной политики), русская (а не русскоязычная) культура должна была бы составлять не менее 84 % в составе общегосударственной во всех ее проявлениях.
         Секуляризованную, не имеющую основы систему усвоения знаний поддерживает, может быть, большая половина нашего общества, так как видит в ней некий элемент раскрепощения и свободы человека от навязывания ему стереотипов поведения и того, что сковывало бы его свободную волю. К чему же приводит невежество человека в духовно-нравственном отношении, отсутствие элементарного воспитания? В наше время практически некому защищать страну: из 100 мальчиков - 90 больны, а из этих 90 - 60 с тяжёлой хронической патологией, которую они будут нести в течение всей своей жизни. Это прямой результат отсутствия в нашем обществе системы полноценного образования. Безусловно, половая распущенность, которую ныне хотят навязать российской школе, отразится на последующих поколениях.  
       В последние десятилетия, когда система воспитания и образования последовательно и систематически уничтожалась, в нашем обществе стойко воцарился отрицательный баланс рождаемости населения - смертность превалирует. 
       В настоящее время важно как никогда возвращение в наши образовательные структуры той системы образования и воспитания, которая основана на проверенном временем и историей способе воздействия на человеческую личность. Необходим возврат к нашей духовной и культурной традиции, в которой воспитанию подрастающего поколения уделялось должное внимание и здесь нам, действительно, есть чем гордиться. Система образования и воспитания в России всегда была первоклассной. Для нас жизненно необходимо восстановление той системы, которая была у нас в дореволюционное время, что не так уж и давно. Россия уже не раз расплачивалась за неприятие своевременных оградительных мер от разрушительной для нас политики Запада. Нашему народу пришлось весь XX век учиться истине от обратного, на своих ошибках и небывалых жертвах. Иногда правда ужасна. Может, такую правду лучше вычеркнуть из памяти? Но что тогда останется? Пустое место, куда заползает ложь! Поэтому ещё раз подчеркну - жизненно необходим возврат к истокам. 
      В этом процессе нужно учитывать уроки прошлого: настолько незыблемы были принципы, на которых строилась дореволюционная система образования, что очень многое с тех пор было пущено на самотёк. В результате духовно-нравственные ценности, составляющие основу каждой личности как капитал, фундамент, на котором строится дальнейшая человеческая судьба, преподносились формально. Отсутствие элемента творчества и вдохновения, необходимые в процессе воспитания, расхолаживают как педагога, так и учащихся. Культивирование этого внутреннего состояния педагога на любом поприще необходимы, чтобы не профанировать и не разрушить систему образования. 
      В настоящий момент системы подготовки педагогических кадров по такому принципу в России нет. В том смысле, что возврат к полноценной системе образования и воспитания подразумевает радикальный пересмотр всей системы подготовки педагога. Осознание роли педагога поможет избежать низведения образования до преподавания дисциплин. Если нам удастся в ближайшее время переломить ситуацию, то у нашего общества ещё будут перспективы. Надо помнить, что новое - это хорошо забытое старое. 

                                                                         ЛИТЕРАТУРА

 



        1.БCЭ. 2-е изд. 1957. Т. 50. C. 434.
        2.Н.О. Лосский  Условия абсолютного добра. М., 1991, с. 321.
       3.К.Д. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании.– Спб. 1894,с.27-28,49.                                   
        4.М.В. Назаров. Вождю Третьего Рима. М. «Русская идея» 2005 г.     

У вас недостаточно прав для комментирования