Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

"День Сурка" или "измени себя" покоряясь судьбе.

«Лю­бая эф­фектив­ная про­паган­да, — пи­шет Гит­лер, — дол­жна сво­дить­ся к нес­коль­ким клю­чевым ут­вер­жде­ни­ям, ко­торые нуж­но вы­разить фор­му­лами-сте­ре­оти­пами».

Эти фор­му­лы не­об­хо­димо пос­то­ян­но пов­то­рять, пос­коль­ку «толь­ко пос­то­ян­ное пов­то­рение в ито­ге зас­та­вит мысль проч­но осесть в па­мяти тол­пы» В условиях современного общества гипнопедическая фраза: «Измени себя и мир изменится» является наглой и гнусной пропагандой имеющей цель воздействия на неокрепшие умы, и сводится к банальному динамическому конформизму. Олдос Хаксли в «Возвращение в новый дивный мир»:

«…человек сотворен для субботы и должен отказаться от своих личных черт и воплощать собой некий стандартизованный образ души компании — стать инструментом, который организаторы групповой деятельности считают идеальным для своих целей. Идеальный человек проявляет «динамический конформизм» (восхитительное словосочетание!), горячо предан группе, всегда стремится подчиниться и найти свое место в коллективе. А идеальному человеку нужна идеальная жена — с хорошо развитым стадным инстинктом и великолепным умением приспосабливаться к обстоятельствам, не только понимающая и готовая смириться с тем, что ее муж предан в первую очередь корпорации, но и сама активно преданная ей же».

Если рассмотреть «идеальную женщину» в фильме «День Сурка» она как раз отличается этими самыми качествами:

  • Никогда не говорит, мне нравится эта работа, она меня увлекает, а только: «это можно хорошо снять, людям это понравится (имея ввиду толпу);
  • Съедает сурка на ужин, которым (или его собратом) так умилялась с утра: «Это так интересно, он выходит из норки, осматривается, морщит свой носик, есть ли у меня тень, это здорово, людям понравится»

В этой же сцене присутствует ещё другой чёрный юмор. Когда Фил говорит, о том что люди напоминают ему сосиски с кетчупом, на что Рита отвечает: «но это же можно здорово снять», и потом «я люблю сосиски с кетчупом». То есть люди сравниваются с сосисками с кетчупом, и едят сосиски с кетчупом. Сразу мелькает такой вот плакат с 9*11:

Рита о себе: «Я как все люди (её занимает набор штампованных ценностей «необходимых для каждого»): карьера, дети, любовь (а что ещё?) Зацикленность на обыденности и псевдолюбви к людям и кроме этого у штампованной личности ничего не должно быть, это потолок псевдо-развития; «Я готова плыть по течению и подчиниться судьбе»
Незрелость личности Риты видна по её требованиям выдвигаемым ею к её избраннику, это просто несовместимый между собой набор бог знает чего, мужчина- подкаблучник: «Скромный, сильный, умный, шутливый, романтичный, мягкий, добрый, нежный, он даже может заплакать передо мной, любящий кучу детей, животных и стирающий им пелёнки, играет на музыкальном инструменте и любит маму» То есть главное, чтобы маму любил, а не её. Просто список не связанных между собой качеств.

Эрих Фромм, из этой же книги: «Симптомы как таковые не враги, а друзья нам; там, где есть симптомы, есть конфликт, а конфликт всегда свидетельствует о том, что у человека пока не иссякли жизненные силы и стремление бороться за счастье и за свое место в этом мире». По-настоящему безнадежных жертв психического заболевания можно найти среди тех, кто производит впечатление самых здоровых. «Многие из них нормальны потому, что приспособились к нашему порядку существования, потому что все человеческое в них было задавлено так рано, что они в отличие от невротиков даже не борются, не страдают и у них не наблюдается никаких симптомов». Нельзя сказать, что они нормальны в абсолютном смысле этого слова, — нет, они нормальны лишь в контексте глубоко аномального общества. Их безупречная приспособленность к аномальному обществу показывает, насколько серьезно их душевное расстройство. Эти миллионы аномально нормальных людей, тихо-мирно живущих в обществе, в котором, будь они полноценными человеческими существами, им не нашлось бы места, все еще держатся за «иллюзию индивидуальности», но в действительности лишены ее. Их конформизм переходит в единообразие. А единообразие и свобода несовместимы. Так же как несовместимы единообразие и психическое здоровье. Человек не создан быть роботом, но если становится таковым, подрывается основа душевного здоровья»

Здесь прослеживается связь с "силой-судьбой", которая управляет «непокорной овцой» с помощью своих неразумных стадных людей, подселяясь и подталкивая к тому, или иному действию. Пример того, что герой отказался от своей индивидуальности и личных черт и стал объектом манипуляции:

  • В самом начале, увидев Риту он сказал: «она хороша, но не в моём вкусе», то есть она изначально ему не понравилась, дальше, только приехав, говорит фразу «Рита, я не хочу здесь жить» В конце же он говорит, прямо противоположное: «Давай останемся здесь жить»;
  • «Французская поэзия – такая пустая трата времени», это искреннее мнение, продирающееся сквозь притворство, герой стал изучать и цитировать несмотря на внутреннее неприятие, как и желание стругать кучу детей и воспитывать их, и другие нужные Рите навыки.

В фильме прослеживается мотив того, что только через неё Фил сможет освободиться от петли времени, и нужно вывернутся наизнанку под её представления о правильном пути в жизни. То есть «принуждение к любви» из под палки, но для того чтобы найти вторую половинку не нужно ломать себя и сгибаться в три погибели под этого человека. Рита была очарована и обратила на главного героя внимания, лишь тогда, когда Фил поразил собой большинство людей, то есть у неё не было своего личного мнения, а только общественное вместо личного. Если бы она была сама в себе, то этот факт наоборот только насторожил бы её. Потому что чтобы всем нравиться нужно стать хамелеоном.

 

Яркий пример отношения к человеку этой управляющей «силы», которая следила за поведением героя, как её агентов, Нэд Раерсон: «Ты когда-нибудь слышал о новом виде страхования, страхование от одиночества, я уверен, это то, что тебе нужно» Он останавливает его рукой как раз напротив лужи, а когда тот вступает в неё, зло смеётся и говорит: «Ту ли ты дорогу избрал».

Только приехав в город, Рита говорит оператору: «Я уверена, он думает, что он гений» Но при этом сами далеко не гении, примитивные, а считают, что всё делают идеально и правильно и знают «истинный путь» Такие люди, чтобы вызвать чувство любви к себе могут искусно притворяться хорошими и порядочными и даже святыми. Учитывая то, герой не был положительным персонажем как таковым, имел недостатки, он не грешил настолько и не нагрешил так бы и во множестве как в этой петле времени. Так условно преступником он стал в петле и благодаря петле, но в фильме мораль такова погреши, а потом просто покайся (или вовсе не кайся, в петле всё можно) и всё нормально. В фильме нет толковой причины такого наказания, а только какая то сумбурная причина: «Нельзя отделяться от толпы и людей, и считать себя значительным». Фил по телефону называет себя значительным лицом, при исполнении служебных обязанностей, и тут же получает лопатой по голове.

Продолжение во второй части.

У вас недостаточно прав для комментирования