Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

С ускорением процесса обновления информации, появлением интернета, социальных сетей и каналов в популярных мессенджерах появляется всё большее количество людей, пытающихся анализировать текущую ситуацию в тех или иных сферах нашей жизни. Появляются достаточно развитые автоматизированные средства анализа и прогнозирования на основе больших данных.

Монополия на средства массовой информации хоть и сохраняется в общих чертах, но уже значительно размыта вышеперечисленными средствами взаимодействия с читателями. В свою очередь с каждым годом всё больше обнажается методологическая нищета официальных органов управления и науки, не способных устойчиво контролировать даже текущую ситуацию. Именно на основе аналитики, потребляемой в той или иной форме, сегодня принимает решение почти каждый, тем более это касается государства. И на основе соответствующей аналитики возможно преображение культуры и общества. Не вдаваясь в детали, рассмотрим суть и значение этого важного явления, а также цели и задачи аналитической деятельности в том виде, как мы это понимаем. 

Аналитическая деятельность и её продукт аналитика представляют собой направление интеллектуальной деятельности людей, которое предназначено для решения задач, возникающих в различных сферах жизни. В современных условиях аналитическая деятельность становится важнейшей характеристикой современного общества. Термины «анализ», «аналитика», «аналитическая деятельность» и подобные им стали популярны настолько, что простым и однозначным кажется заложенное в них содержание. Но не всё так просто. Так что такое аналитика и анализ?

Заметки на полях

В толковом словаре Даля есть общая статья: АНАЛИЗ м. греч. разбор, раздробка, разрешение, разложение целого на составные части его; общий вывод из частных заключений; противопол. синтез, синтетический способ, переход от общего к частностям;  химич. разложение вещества на стихии, на начала его; математ. учение о величинах всех родов. Анализировать что, разлагать, разбирать целое на начала, основы, стихии, на составные части его. Анализирование ср. окончат. анализировка ж. об. действ. по глаг. Аналитика ж. в логике: разбор, способ решения вопроса от следствий к началам, от действия или явлений к причинам;  в математ. приложение алгебры (буквосчисления) к геометрии, решение геометрических задач без чертежей, одним счислением. Аналитический, аналитичный, относящийся к анализу или к аналитике. Аналист, аналитик м. логик или математик в показанном значении.

Толковый словарь Ушакова: АНАЛИЗ, (греч. analysis):

Метод исследования, состоящий в расчленении исследуемого предмета или явления; ант. синтез (филос.). Подвергнуть анализу понятие причинности.

Разложение какого-нибудь вещества на составные его элементы, исследование их (ест.). Химический анализ. Микроскопический анализ. Сделать анализ мочи.

Разбор, исследование отдельных частей предмета для суждения о целом. Грамматический анализ. Произвести анализ литературного произведения.

Из приведённой статьи Даля выделим нужное нам определение:  Аналитика — разбор, способ решения вопроса от следствий к началам, от действия или явлений к причинам. В XVIII веке родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант называл «аналитикой» разложение человеческой познавательной способности. По мнению Аристотеля аналитика — искусство расчленения понятий с помощью логики.

По аналогии со словом политика (с древнегреческого «политикос» — множество интересов) можем провести параллель и дословно перевести аналитику как разбор различных интересов, взглядов или, если выразиться шире, идеалов. Такое определение слова «аналитика» позволяет немного шире взглянуть на это явление и его смысл. Другими словами получается, что аналитика подразумевает рассмотрение различных интересов, взглядов на рассматриваемую проблему и выработку нового знания на этой основе. То есть, если вы не рассматриваете по существу разные взгляды на проблему (а в случае общественных проблем это будут жизненные идеалы) и не вырабатываете в результате свой, то это уже не аналитика.

В понятии же «анализ» заложены два смысловых подхода. При узком подходе понимается некоторая совокупность приемов мышления, мысленное разложение целого на составные части, которое позволяет получить представление о строении исследуемого объекта, его структуры, частей. При широком подходе анализ не сводится только к собственно процедурам мысленного разложения объекта на простые составляющие, а включает в себя и процедуры синтеза — процесс мысленного объединения различных сторон, частей предмета и взглядов в единое формообразование. В связи с этим довольно часто анализ отождествляется с исследовательской деятельностью вообще.

Истоки аналитической деятельности восходят к Сократу, который широко использовал диалектику как естественный метод познания и способ решения задач — искусство   постановки вопросов и поиска ответов на них. В силу уникальности всякого познавательно-творческого акта, обусловленности его конкретикой обстоятельств, диалектика — искусство и потому не поддаётся формализации; соответственно «диалектика» по Гегелю и Марксу, например, по определению неадекватна.

Широкое распространение сегодня получили различные автоматизированные системы и прикладные инструменты для осуществления аналитической деятельности. Машинное обучение, нейросети, простой компьютерный анализ и элементы искусственного интеллекта вошли в жизнь практически каждого человека и во многих отраслях народного хозяйства. Среди этих решений есть инструменты разной полезности и все они так или иначе созданы в результате аналитической деятельности человека и обусловлены задачами, который он им поставил или предопределил(в случае использования глубокого обучения и других функций современного «искусственного интеллекта» ). Поэтому уместно говорить только об аналитике, как о продукте интеллектуальной деятельности человека.

Аналитическая деятельность и её главный продукт — аналитика в той или ином виде всегда обусловлена господствующей культурой. Аналитикой так или иначе сегодня занимается множество людей: написание статьи, составление отчёта и различных справок и записок для начальства — это тоже разновидности аналитической деятельности. Эта деятельность перестала быть прерогативой узких профессионалов.

Для создания различной отраслевой и узкоспециализированной аналитики существует множество разработанных методов и шаблонов. Но действительно полноценную и объемлющую работу можно выполнить только на основе полной функции управления с использованием наиболее универсального инструмента аналитической деятельности — методологии. Без этого текущее  положение вещей в современной аналитике можно сравнить с анализом сточной канавы с целью более эффективного использования своего положения в ней. 

В свою очередь овладение методологией познания и творчества и освоение на их основе навыков аналитической деятельности с целью решения практически полезных задач должно стать повсеместным уже со средней школы. В 40-е и 50-е годы понимание этой необходимости было и у нас в стране, где во всех школах начали  внедрять совсем «не детские» предметы «Логика» и «Психология», но дальнейшие реформы свели на нет все начинания.

О нашем понимании текущего понимания и использования на государственном уровне методологии читайте публикацию «Игра в методологию: или под чью дудку танцуют технократы»

Одновременно с демократизацией, в ХХ веке аналитическая работа также превратилась и в отдельную профессиональную деятельность. Аналитики различных специализаций оказывают огромное влияние на прогресс практически во всех сферах общественной жизни. Во многих странах, как грибы после летнего дождя, растут интеллектуальные корпорации, «фабрики мысли», информационно-аналитические отделы и службы в органах государства, компаниях, банках, политических партиях. Бурно развиваются рынки аналитической информации, интеллектуального продукта, методического и программного обеспечения его получения. Это обусловлено рядом обстоятельств:

  • Усложняются объекты управления и процессы в обществе, каждый из которых представляет собой сложные и сверхсложные, полиструктурные и полифункциональные, динамические системы, поведение которых невозможно однозначно предсказать на основе традиционных теорий и методов анализа.
  • В жизни современного человека увеличивается число разнообразных факторов, влияющих на ход событий и его жизнь, т.е. жизнедеятельность приобретает всё более динамический характер, лавинообразно увеличивается объём фактологической информации.
  • Устоявшиеся схемы управления требуют также постоянного обновления.
  • В управленческой деятельности человек сталкивается с проблемами, которые требуют осмысленного разрешения. Однако разрешить их в автоматическом (привычном) режиме довольно часто оказывается невозможно, поскольку они помимо типических черт характеризуются неповторимостью,  поэтому так важно овладеть диалектикой.
  • Усложнение социальных систем приводит к росту их неустойчивости, возникновению кризисных ситуаций, действию факторов риска. Как справедливо отмечает В. В. Черкасов: «Управленческий риск — это осуществление управленческой деятельности в условиях неопределенности, когда причинно-следственный результат не позволяет принять оптимальное решение по достижению поставленной цели». Стремление избежать потерь и заставляет сегодня большинство анализировать ситуации в целях получения информации и методов, которые позволят им преодолеть эту неопределенность.
  • Социальная динамика неизбежно порождает огромные и противоречивые потоки информации, которые приходится перерабатывать при принятии управленческих решений. И здесь трудно обойтись без необходимых условий аналитической деятельности — методологии и диалектики, без которых она превращается в болтологию.

О главных задачах аналитики

Аналитика должна иметь объемлющую цель и действительно представлять собой до определенного предела адекватный слепок реальности, сложившейся ситуации и пути решения проблем. Иначе какой смысл? Хорошо, если вы прекрасно разбираетесь во всех текущих перипетиях и структуре организации современных трудностей, но если нет понимания куда всё это идёт и как эту ситуацию преобразовать, то какой смысл? Мы можем стать лучшими специалистами по канализации, но канализация в таком случае будет сопровождать нас везде и всегда. Главная задача любой аналитической деятельности, если она таковой является — выйти из текущей ситуации, главная задача — выбраться из канализации, а не стать экспертами по ней. В противном случае, зачем она вообще нужна?  Что дают знания о различных орденах, кланах, банкирах, структурах и их отношениях? Что изменилось после этого понимания? Если всё это не ведёт к изменению вашей жизни и общества, то зачем тратить на это свои силы? Опять же: зачем тратить силы на поддержание себя на плаву в сточной канаве, если их можно потратить на то, чтобы выбраться из неё? 

Аналитика должна рассматривать проблемы, явления, различные взгляды и идеалы по их существу. Каждый человек, который работает над той или иной аналитикой должен осознавать, каким образом его работа отражается на обществе, принесёт ли это благо. В результате аналитической деятельности должна улучшаться жизнь общества, а не усугубляться проблемы. Политический и общественно-значимый результат анализа ситуации должен формироваться  так, чтобы при прочтении любым управленцем от которого зависит принятие тех или иных решений (а таких большинство в обществе), включая руководство государства, можно было быстро сделать выводы и своевременно скорректировать свою деятельность. Следует сказать и то, что те, кто казалось бы не принимают никаких важных решений, также способны воздействовать на их принятие, было бы желание.

При этом стоит всегда помнить, что всякая аналитика является выражением того или иного концептуального проекта. А каждый автор — аналитик независимо от того, что он думает об этом, голосует своей работой за одну из концепций, за тот или иной концептуальный проект, зачастую неосознанно проводя в практику жизни то, что оказывается губительным для него самого, его близких и общества в целом. Подробнее читайте в нашей публикации «О концептуальных проектах»:

Системный подход

Современное состояние аналитической деятельности (как производство аналитики, так и способность принять решение на её основе) в органах государственной власти и местного самоуправления не обеспечивает эффективность управления в целях  развития общества. Недостаточное внимание к необходимости введения единого межотраслевого методологического подхода может привести в ближайшей перспективе к усугублению кризиса во всех сферах. На наш взгляд здесь возможны следующие преобразования, которые позволят изменить положение дел к лучшему:

  • Необходимо наладить подготовку специалистов-аналитиков широкого профиля, владеющих современными методами анализа различных отраслей народного хозяйства и деятельности органов местного самоуправления на основе единой и адекватной жизни методологии.
  • Создать систему отбора, продвижения и создания условий для деятельности профессиональных аналитиков, владеющих методологией.
  • Начать подготовку учебно-методической литературы для повсеместной базовой ликвидации управленческой безграмотности со школы.
  • Создать адекватное программное обеспечение для автоматизации аналитической деятельности.
  • Сформировать сеть экспертных советов, центров управленческого консультирования.
  • Подготовить государственную программу развития информационно-аналитической работы, в которой особое внимание уделить образованию и остальным вопросам общественной безопасности и развития
  • Использовать полезный зарубежный опыт организации аналитической работы в корпорациях, органах государственной власти и местного самоуправления, налаживать сотрудничество и обмен информацией с мировыми аналитическими центрами. Делать переводы имеющихся полезных наработок по методологии на иностранные языки и обратно.
  • И пожалуй самое главное: необходимо преобразовать систему образования таким образом, чтобы к концу обучения она выпускала психически и физически здоровых детей с целостным мировоззрением.

О нашей работе, неразрывно связанной с аналитикой, вы можете прочитать в нашей публикации «Кратко о нашей деятельности и как мы её понимаем»

Аналитика и инструменты её формирования

Существуют сотни различных методов анализа и подходов к аналитической деятельности, мы не будем заниматься здесь их перечислением, как правило они носят частный и узко специализированный характер. Отметим лишь необходимость использовать при анализе единый методологический подход, основанный на полной функции управления. Такой подход позволяет при его освоении не изучать множество частных методик с разными терминологическими аппаратами и при этом на порядок более эффективно решать аналитические задачи в любой сфере, отрасли народного хозяйства или дисциплине. Этот подход и его инструменты мы опишем подробно в следующих публикациях.

Полная функция управления — начало и конец решения задач в любой сфере

Теорема Курта Геделя как простой и универсальный инструмент

В упрощённой форме эта, доказанная в 1931-ом году теорема, звучит так: в любой формальной системе можно сделать такое утверждение, которое нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.

Из этой, казалось бы, далёкой от реальной жизни теоремы, сформулированной в области математики, можно вынести такой универсальный и практически полезный вывод: чтобы действительно понять и решить какую-либо проблему, нужно посмотреть на неё со стороны, из объемлющей системы.

 

Курт Фри́дрих Гёдель (1906 — 1978) — австрийский логик, математик и философ математики. Считается одним из наиболее выдающихся мыслителей XX века.

Незадолго до австрийского математика этот же универсальный принцип через известный афоризм озвучил К. Прутков: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий».

Так, например, в самой педагогике нет путей для решения её фундаментальных проблем, но есть в социологии, которая ставит педагогике, массовой культуре и системе здравоохранения задачу по воспитанию конкретных идеалов общества, ставит задачу по воспитанию конкретного человека. Только тогда решатся проблемы образования, когда школа и педагог будут знать и понимать, кого они должны в итоге воспитывать. И подготовка кадров, и сама структура, и содержание школы так или иначе выстроятся под эту объемлющую задачу.

Теорема Курта Геделя показывает нам как важно, чтобы всякую аналитическую деятельность сопровождалось тщательное рассмотрение предмета во всей его полноте и внешними связями, со всех точек зрения. Только тогда это будет действительно аналитика, только тогда на её основе можно будет принять адекватное решение.

Первая и вторая теоремы Курта Гёделя

Аналитик и аналитика

Результат и качество проработки аналитики зависят не только от поставленных задач и используемой концепции, но и от личности и содержания психики самого аналитика. Всё, что создаёт человек, преломляется через его мировоззрение, получает его личностный отпечаток, отражает его состояние и жизненные установки. Что опять же приводит нас к необходимости фундаментального решения вопроса по формированию гармонично развитой, здоровой и зрелой личности к концу прохождения всеобщего обучения. А пока, даже по официальным данным Министерства Образования РФ 60-70% детей уже после первого года обучения зарабатывают пограничные психические расстройства. В 2015-м году глава Центра психиатрии и наркологии им. Сербского Зураб Кекелидзе заявил: «среди школьников процент психический расстройств составляет около 70-80%».  К концу антифизиологического обучения здоровых детей не остаётся в принципе. Что и как может проанализировать прошедший такую систему аналитик?

Новая форма распространения аналитической информации — Телеграм-каналы

В последнее время набирает популярность новый, маскимально быстрый персонифицированный и компактный формат доставки информации — информационные каналы с достаточно короткими сообщениями(а также изображениями, аудио и видео файлами) на базе популярного мессенджера «Телеграм». Несмотря на неоднократные попытки Роскомнадзора приостановить деятельность приложения в России, эффект получился обратный — количество и популярность каналов среди политически активного населения постоянно растёт.  Но практически всё содержание при этом, в лучшем случае — это фактология, а также слухи, платные слухи, реагирование на слухи и различные интуитивные прозрения. Для всех популярных каналов характерно отсутствие методологической грамотности и целостного представления об обсуждаемых проблемах. Калейдоскоп, состоящий в лучшем случае из фактологических сообщений о разного рода событиях и персонажах, не приводит к качественному пониманию ситуации в целом и лишь усугубляет клиповое мышление. Анализ личных отношений, кто кого куда не пригласил и порядок рассадки гостей на мероприятиях ничего не говорит нам о том, что действительно происходит и как это изменить. Аналитика должна изменять и корректировать направление развития. Здесь же главный принцип — быстрая реакция и адаптация. А если и идёт речь о направлении, то выражает оно частные или корпоративные интересы.

Один из самых популярных Российских политических каналов «Незыгарь» 

Послесловие 

Современная аналитика страдает популизмом, то есть поддерживает распространенные в обществе те или иные убеждения и мнения, спекулирует на них, никогда не рассматривая по существу. Что помогает получить расположение толпы и её внимание, но никаких решений и выхода из сложившейся ситуации не предлагает. Количество различных мнений и публикаций с каждым днём растёт лавинообразно, но кризис продолжает углубляться. Много слов, много цифр, в результате — ничего. Если в интернет-песочнице и узких протоках Телеграм-каналов это не приводит к катастрофе, то отсутствие методологически подкованных кадров в специализированных институтах, науке, Администрации президента и спецслужбах (что в общем касается не только России) приводит к оторванной от жизни узкоспециализированной аналитике (если не заказной), на основе которой руководители учреждений, ведомств, государств принимают уже вполне реальные решения и проводят в жизнь действия, влияющие на жизнь миллионов людей. При этом всё это выражается в жуткую какофонию, так как нет не только единой методологии, но и ориентиров: общепринятой идеи и ясных идеалов жизни общества. На государственном уровне должна вестись подготовка управленческих кадров широкого профиля на основе единой и адекватной жизни методологии с универсальным терминологическим аппаратом, который позволит специалистам быстро и эффективно входить в любую проблематику. Только тогда можно будет рассчитывать на эффективную аналитику и соответствующие решения на её основе. 

Пока же все остальные, кто видит проблемы общества и способен самостоятельно освоить методологию на основе полной функции управления, могут внести свой вклад в его развитие через самостоятельный и честный анализ ситуации. Аналитическая деятельность в общем и целом должна служить благополучию общества, освоению его генетического и творческого потенциала, а главное — не только реагировать, а именно задавать направление развития и предопределять образ будущего во всех его гранях и оттенках.

Источник

 
 

У вас недостаточно прав для комментирования