Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«По плодам их узнаете их». (Матфей 7:20)

В Российском обществе часто идет разговор о тайных заговорах против России, как правоприемницы СССР, с одной стороны и опровержения этих теорий с другой стороны, по принципу - "нече на зеркало пенять, коль рожей не вышел". Но к чему эта бесполезная полемика, способная разве что занимать умы различными теориями, которые тут же опровергаются. На самом деле все это "дымовая" завеса за которой скрываются реальные действия стран в преследовании своих геополитических (политика есть концентрированное выражение экономики), а значит и прямых экономических интересов.

Послевоенная 4-х ходовка: шаги, результаты, выводы.

Шаг 1. Долларовая зависимость.
Бреттон-Вудская система, Бреттон-Вудское соглашение (англ. Bretton Woods system) — международная система организации денежных отношений и торговых расчётов, установленная в результате Бреттон-Вудской конференции, проходившей с 1 по 22 июля 1944 года. Сменила финансовую систему, основанную на «золотом стандарте». Названа от имени курорта Бреттон-Вудс (англ. Bretton Woods) в штате Нью-Гэмпшир, США. Конференция положила начало таким организациям, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ). Доллар США стал одним из видов мировых денег, наряду с золотом. СССР подписал соглашение, но не ратифицировал.
Более 50% мирового товарооборота идет за доллары.

Шаг 2. "Easy money" - "Легкие деньги".
Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. МВФ (27 декабря 1945 года — официальная дата создания) начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.
МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций.
Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.
1993 выполнение требований МВФ превратили нашу страну в полуколониальное государство.

Шаг 3. План Маршалла (Джордж Кэтлетт Маршалл-мл. — государственный и военный деятель США, генерал армии (1944), инициатор плана Маршалла (1948), Создает НАТО (1949), уходит в отставку. Лауреат Нобелевской премии мира(1953). Занимал посты начальника Генштаба, министра иностранных дел, государственного секретаря и министра обороны США).
План Мaршалла (англ. Marshall Plan, официальное название англ. European Recovery Program, «Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом и вступил в действие в апреле 1948 года. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию.
План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Заявленной США целью реализации плана было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом.

Но так ли все безоблачно, как нам рисует википедиа?

Остановимся подробнее на самом плане Маршалла (по материалам статьи Александр Князев ПЛАН МАРШАЛЛА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ (КРАТКО))

План Маршалла является крупнейшим успешным геополитическим проектом США в послевоенной Европе.
Он имеет огромное экономическое значение в восстановлении экономик 16 западноевропейских государств, пострадавших во II Мировой войне. По своей же политической сути этот план является инструментом американской идеологической экспансии. В частности, его реализация искусственно (исходя из сугубо американской внешней политики) политически противопоставила западноевропейские буржуазные государства с восточноевропейскими социалистическими. Заметим, что это дистанцирование, послужившее началом холодной войны, было преднамеренно заложено в план американскими “ястребами”.
Разработка плана Маршалла
Свое название он получил в честь министра иностранных дел США Джорджа Кетлетта Маршалла, который презентовал 05.06.1947 г. знаменитую программу восстановления Европы в Гарвардском университете. С интересом восприняли лидеры стран Западной Европы американскую инициативу. Ведь кризис экономик их государств собственными усилиями преодолеть не удавалось. Через месяц, 12 июля, в Париже произошла встреча представителей 16 государств с американской делегацией. Было достигнуто соглашение с американской стороной. Обсуждались размеры и сроки финансовой помощи. Созданный после этой встречи “Комитет сотрудничества” установил необходимые размеры помощи в разрезе каждого из 16 государств-реципиентов, разработал сроки и целевое назначение. План был приведен в исполнение сразу по принятии Конгрессом США в апреле 1947 г. специального закона “Об экономическом сотрудничестве”. Впрочем, фактическим автором идеи плана считают не Джорджа Маршалла, а Уилла Клейтона. Этот бизнесмен и дипломат первым понял, что поствоенные Соединенные Штаты имеют уникальную возможность получения новых глобальных рынков и, соответственно, долговременной перспективы развития. В ее осуществлении он полагался на экономический потенциал США, производивших в 1946-1947 гг. около 50% мировой промышленной продукции.
Цели проекта США, преобразующего Европу
Цели плана Маршалла были стратегическими. Сообразно заявлению Джорджа Маршалла, их было четыре:
- восстановление экономического потенциала Западной Европы;
- ликвидация барьеров торговли;
- реконструкция и модернизация промышленных мощностей;
- развитие Европейской инфраструктуры в целом.
Впрочем, не менее важными для США были политические цели, которые открыто в речи министра не объявлялись:
- реализация доктрины Трумена (глобального противоборства коммунизму) на европейском рынке;
- лишение западноевропейских стран внешнеполитического суверенитета, включив их экономические обязательства перед США “специальными политическими подпунктами” плана;
- переформатирование Соединенными Штатами внутриполитического процесса в западных странах, характеризовавшееся обустройством в них демократий, аналогичных американской.
Сущность проекта - проамериканский прагматизм
Какая же в этот документ была заложена суть? План Маршалла заключался в четком понимании и реализации США своих прагматичных интересов в Европе. Америка после II мировой войны оказалась неоспоримым экономическим лидером. Она стремилась начать крупномасштабную экономическую экспансию против распространения влияния СССР в мире. Но в первую очередь программа препятствовала возникновению экономического кризиса перепроизводства в самих Соединенных Штатах путем значительного стимулирования американского экспорта в Западную Европу. Значительное промышленное поствоенное превосходство США над европейскими странами, не обеспеченное платежеспособными рынками, несло лидеру угрозу кризиса перепроизводства. Характерно, что финансовые инвестиции США в европейские страны (большую часть которых составляли кредиты) помогали оплачивать поставку американских товаров. К чести американцев, следует указать, что их импорт для Западной Европы был выборочным: создавались импортозамещающие мощности, формировалось экспортное производство. Впрочем, эта действенная помощь специальными договорами ставила европейские страны в зависимость от США. Доллар был их взаимной валютой расчетов. Экономические связи каждой европейской страны корректировались из Вашингтона. Сущность плана Маршалла, таким образом, сводилась к реализации американской внешней политики экономической экспансии. Америка шла ва-банк. В случае провала этой программы под вопросом автоматически оказывалась доктрина Трумэна. Поэтому для ее реализации привлекли самый лучший и авторитетный менеджмент. При правительстве Соединенных Штатов была создана комиссия с чрезвычайными полномочиями, работу которой координировал компетентнейший и авторитетнейший бизнесмен-промышленник Поль Гофман. Текущие вопросы сотрудничества с западноевропейскими странами непосредственно курировали посольства США. Эта сфера координировалась выдающимся бизнесменом и дипломатом Авереллом Гарриманом. Важный аспект эффективности проекта - денежная реформа
Эффективность последующей модернизации промышленности и роста ВВП обеспечила грамотно проведенная денежная реформа, превратившая инфлирующие валюты западных государств в мощный финансовый ресурс экономического роста. Финансовой основой этому послужили синхронно проведенные денежные реформы демократических стран по уменьшению наличных средств в обороте. В Италии цены после войны возросли в 50 раз, во Франции - в 18, в Нидерландах - в 6 раз, в Бельгии - в 3 раза, в Британии - на 80%. Рейхсмарки Германии вообще потеряли свою покупательную способность. Денежные реформы в рамках плана Маршалла были двухэтапными. Вначале они предполагали обмен фиксированного количества старых купюр на новые. Таким образом, оптимизировалась денежная масса в обороте. В 1949 году послевоенная инфляция была окончательно побеждена путем девальвации всех валют относительно доллара США. При этом курс каждой западноевропейской валюты был жестко привязан к курсу доллара США по просчитанной заранее величине, оптимальной для дальнейшего экономического развития.
Почему президент Трумэн подписал план Маршалла
Сам проект, как экономическая составляющая, был первой ступенькой стратегии атлантической интеграции и производился в рамках доктрины президента Трумэна. Как известно, приоритеты президента - ревизиониста в пересмотре системы международных отношений сводились к построению однополярного мира во главе с Америкой. Экономическая и политическая экспансия идеологически оправдывались коммунистической угрозой. Принципы плана Маршалла проистекали из ассиметричной политики "открытых дверей", декларируемой им. США односторонне либерализировали торговлю исключительно для демократических стран Западной Европы. Но, с другой стороны, жесткую, невиданную ранее в международных отношениях дискриминацию по отношению к социалистическим странам включал в себя план Маршалла. Холодная война, как считают многие исследователи, началась именно после подписаний в рамках Плана Маршалла двусторонних договоров европейских государств с Соединенными Штатами, вследствие которых они, среди прочих обязательств, были обязаны противопоставлять экономическому развитию СССР политику железного занавеса.
Почему Америка спешно реализовывала план Маршалла
Америка спешила его реализовать неспроста. Она активно боролась с Советским Союзом за влияние в мире. Без энергичных мер с ее стороны поствоенная политическая ситуация на европейском театре развивалась с тенденцией усугубления влияния СССР. Макроэкономика послевоенной Западной Европы характеризовалась усиливающимся экономическим кризисом, обостряющимся социальной обстановкой. Согласно докладам советских консулов Молотову, западноевропейские государства оказались после войны неплатежеспособными. Каждый месяц за американский импорт, критически необходимый для них, европейские страны недоплачивали примерно $1 млрд. Назревали политические перемены. В то же время в Восточной Европе под влиянием СССР формировалась система государств социалистической ориентации. Как тут не вспомнить слова Маркса о “призраке коммунизма”? Сразу после войны при помощи СССР там наметилось постепенное бескризисное развитие. Социальное устройство, характерное для соцстран, противоречило американским взглядам на “способ жизни” и “форму правления”.
Формирование западного блока государств
Не случайно план Маршалла предусматривал обязательным условием предоставления американской финансовой помощи требование отсутствия коммунистов в правительствах государств-должников. Экономическая экспансия США сопровождалась идеологическим прикрытием. Советский Союз американские политтехнологи в своих концепциях представляли как “империю зла”, источник угрозы коммунизма. Таким образом, полностью подчинялся доктрине построения однополярного мира план Маршалла. Цели и задачи, решаемые им, сводились к консолидации и укреплению так называемого демократического мира и обособления от него стран социалистической ориентации. Американские политики реально опасались, что в условиях кризиса страны Западной Европы выберут социалистический путь. Поэтому дополнительные средства выделялись на укрепление европейского среднего класса, гаранта стабильности демократического общества. Западный блок государств усилиями Соединенных Штатов идеологически активно противопоставлялся Советскому Союзу и противодействовал его влиянию на другие страны. В рамках доктрины Трумэна была создана трансатлантическая система международных финансовых институтов, изолирующих СССР и его сателлитов, и организационно способствующая экономическому доминированию западного мира: МВФ, МБРР, ГАТТ. Через запреты продажи технологий осуществлялась программа сдерживания СССР. Все эти энергичные меры позволили Соединенным Штатам критически сузить международные рынки, доступные странам социалистического лагеря. Так началась холодная война, закончившаяся крахом СССР после нефтяного удара (санкционированного понижения цен на нефть) во второй половине 80-х гг.
Экономические последствия
План Маршалла претворялся в жизнь исключительно грамотно и целенаправленно. Исторически сроки его реализации определяются четырехлетним временным промежутком с 04.04.1948 г. (дата принятия закона) по 31.12.1951 г. Последствия плана Маршалла для экономики стран Западной Европы оказались весьма позитивными. Они получили необходимый импульс для дальнейшего экономического развития. За 4 года реализации плана были инвестированы значительные средства в основные производственные фонды. До $4 млрд. - в закупку сельскохозяйственной техники. До $5 млрд. - в машины и оборудование для шахт. До $3 млрд. - в производственные мощности по добыче и выплавке железа и стали. Валовый внутренний продукт Западноевропейских стран за время реализации "Программы восстановления Европы" (так официально назывался план Маршалла) увеличился на 32,8% (с $119 млрд. - до $159 млрд.) Промышленное производство возросло на 40% относительно довоенного уровня, объем продукции сельского хозяйства - на 11%. До 1953 года общеевропейский оборот торговли вырос на 40%. Таким образом, план Маршалла достиг своих целей. Экономика Западной Европы получила долговременные стимулы роста, повысилась производительность труда, развивалась торговля. Даже после официального окончания плана помощи европейским странам США продолжали политику помощи иностранным государствам. Именно план Маршалла заложил основы атмосферы сотрудничества, взаимной помощи и поддержки между Соединенными Штатами и странами Западной Европы. По экономическим меркам, он был весьма эффективен: ежегодная помощь в $5 млрд. стимулировала увеличение выпуска продукции на $20 млрд.
Заключение
Только ли в экономическом восстановлении поствоенной Западной Европы проявился план Маршалла? Кратко его можно охарактеризовать как яркий пример проамериканской экономической дипломатии. Последствия плана Маршалла оказались глобальными: США получили огромный рынок Западной Европы, были заложены основы действенной трансатлантической интеграции, началась холодная война.

Шаг 4. Мировая жандармерия.
НАТО, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, чтобы защитить Европу от советского влияния. Тогда государствами — членами НАТО стали 12 стран: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства — члена НАТО или защиту от неё.
В настоящее время членами НАТО являются 28 стран. Военные расходы всех членов НАТО в совокупности составляют более 70 процентов от общемирового объёма.

Выводы. Подчинив экономически, подсадив на доллар и кредиты, можно спокойно переходить к военному завоеванию территорий, размещению военных баз на "захваченных" территориях. Разговоры о суверенитете таких территорий можно считать литературой из отдела "Фантастика". Все это можно было бы назвать притягиванием за уши известных фактов если бы не ряд совпадений. Почему то выдающиеся "доброжелатели" России обязательно удостаиваются Нобелевской премии мира (как тут не вспомнить Горбачева). Зависимость экономик мира от доллара играет со странами злую шутку. Как говорится "кто за женщину платит тот ее и танцует", кто печатает доллар тот и является его выгодоприобретателем - независимая от государства США ФРС. Окружение России базами НАТО (направленными конечно же не против России) уже слепому становится очевидным. Отложенный результат произошедших в послевоенные годы изменений вы можете наблюдать сейчас в политике ЕС. "Пляшут" так как им скажут, даже себе во вред (пытаются соскочить, только кто ж им даст). Назвать эту цепь событий случайными возможно едва ли, грамотно и целенаправленно каждый последующий шаг использует результаты предыдущего и закрепляет их.

У вас недостаточно прав для комментирования